Добрый день, уважаемый читатель.
В 2019 году все пассажиры транспортного средства, оборудованного ремнями безопасности, должны быть пристегнуты этими ремнями.
Что касается маленьких детей, то они должны ездить в специальных детских креслах, обеспечивающих безопасность в случае ДТП.
В этой статье речь пойдет о штрафе за перевозку ребенка без детского кресла:
Штраф за отсутствие детского кресла в машине
Штраф за езду без детского кресла предусмотрен частью 3 статьи 12.23 КоАП:
3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, –
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.
Таким образом, размер штрафа для водителя – 3 000 рублей.
Особенности наложения штрафа:
- На водителя накладывается только один штраф независимо от того, сколько детей едут без кресел или удерживающих устройств.
- В течение дня штраф может быть наложен несколько раз, если водителя остановят несколько раз.
Напомню, что штраф за непристегнутый ремень взрослого пассажира гораздо меньше:
Скидка 50% при оплате штрафа
Штраф за нарушение правил перевозки детей может быть оплачен со скидкой 50 процентов в течение 20 дней после нарушения. В этом случае размер штрафа составит 1 500 рублей.
Ситуации, в которых может быть наложен штраф за кресло
Правила перевозки детей в автомобилях рассмотрены в отдельной статье:
В рамках данной статьи рассмотрим лишь ситуации, в которых может быть наложен штраф за неправильную перевозку:
- Перевозка ребенка до 11 лет на переднем сиденье легкового автомобиля без кресла.
- Перевозка ребенка до 7 лет на заднем сиденье легкового автомобиля без кресла.
- Перевозка ребенка до 7 лет в кабине грузового автомобиля без кресла.
- Ребенок находится в детском кресле, но не пристегнут ремнями этого кресла.
- Ребенок находится в кресле, но само кресло не закреплено штатным ремнем автомобиля или креплением ISOFIX.
- Кресло не соответствует ребенку по одному из следующих параметров: возраст, вес, рост (указываются в документах на кресло).
В заключение хочу отметить, что в 2020 году штраф за перевозку детского кресла не самый большой. Однако удерживающее устройство предназначено не для того, чтобы избежать штрафа, а для обеспечения безопасности ребенка. А на этом вопросе не стоит экономить.
Одна из основных забот водителя – безопасность его пассажиров. Если взрослым нужны только штатные ремни безопасности, то детям необходимы специальные удерживающие устройства .
С 2007 года наличие таких устройств при перевозке малолетних граждан является обязательным, а за езду без детского кресла инспектор ДПС может выписать штраф н ерадивому водителю .
Правила перевозки детей в автомобиле
Безответственные водители зачастую не думают о безопасности ребенка, пренебрегая покупкой детского кресла. Статистика говорит о том, что при аварии оно, пусть недорогое, в большинстве случаев позволяет сохранить здоровье и жизнь маленького человечка.
Правила перевозки детей регламентированы пунктом 22.9 ПДД РФ. Заметим, что в 2017 году правовые нормы в данной области претерпели серьезные изменения:
- Введено наказание за оставление детей младше 7 лет в машине (пункт 12.8 в ПДД; штраф 2500 рублей в Санкт-Петербурге и Москве и 500 рублей для всей России, прописанный в пункте 1 статьи 12.19 КоАП).
- Детей от 7 лет до 11 лет включительно можно возить без детского кресла, но только на задних сидениях.
- Детские удерживающие устройства обязательны для детей до 7 лет на заднем ряду и детей до 12 лет на переднем кресле.
- Термин «прочие устройства» отменен в ПДД.
- Дети до 12 лет не могут быть пассажирами на заднем сидении мотоцикла.
Ответственность за перевозку ребенка без кресла
Штраф за отсутствие детского кресла достаточно высокий. Так, например, если водитель нарушит требования пункта 22.9 ПДД РФ хотя бы два раза, то размеры штрафов вполне перекроют стоимость детского кресла средней ценовой категории.
Размеры штрафов регламентируются статьей 12.23 (часть 3) КоАП и составляют:
- для обычных граждан 3 000 рублей;
- для должностных лиц, отвечающих за перевозку детей, 25 000 рублей;
- для юридических лиц – 100 000 рублей.
Водитель может заплатить половину суммы, если оплатит штраф в течение 20 дней после вынесения постановления.
Заметим, что наказывать будут каждый раз, как будет выявлен факт нарушения. Это не значит, что, получив один штраф, водитель может везти ребенка в автомобиле с нарушениями требований ПДД дальше. Его вполне могут повторно наказать, если остановит другой инспектор.
Обжаловать постановление сотрудника ДПС по данной статье практически невозможно. Здесь одно правило: или нет детского кресла, или оно есть.
Водителя все равно оштрафуют, если:
- ребенок, даже пристегнутый, находится на руках взрослого пассажира;
- ребенок крупного телосложения и не влезает в детское кресло своего возраста;
- ребенок, сидящий в детском кресле, не пристегнут;
- на одном автокресле сидит не один, а несколько детей;
- нет штатных ремней безопасности в автомобиле (если они есть на переднем сиденье, то ребенка в детском кресле сажают туда).
Инспектор не может оштрафовать, когда автомобиль не движется или ребенок старше 7 лет сидит на бустере на заднем сиденье. Если в машине несколько детей перевозятся без автокресла, то штраф будет один, потому что здесь одно зафиксированное нарушение: перевозка детей без удерживающего устройства.
Виды удерживающих устройств
Детские кресла нужны всем, кто ниже 150 см. и меньше 36 кг, и перевозятся на переднем сиденье. На заднем сиденье использование кресла обязательно для детей младше 7 лет.
Всего существуют 5 групп детских удерживающих устройств, подразделяющихся по весу ребенка:
- Группа 0 предназначен для детей до 10 кг;
- Группа 0+ предназначен для детей до 13 кг;
- Группа 1 для детей от 9 кг до 18 кг;
- Группа 2 для детей от 15 кг до 25 кг;
- Группа 3 для детей от 22 кг до 36 кг.
Заметим, что популярные ранее переходники для штатных ремней ФЭСТ не являются детскими удерживающими устройствами. С 12 июля 2017 года они фактически под запретом, поскольку у производящей их компании отобрана лицензия. По результатам тестов, данный вид средств удерживания признан небезопасным для детей. Таким образом, инспектор совершенно обоснованно оштрафует того водителя, который пытается заменить адаптером ФЭСТ стандартное кресло для перевозки ребенка.
А вот бустеры разрешены к применению, и за их использование инспектор не оштрафует, но при условии, что ребенок старше 7 лет.
Данные устройства нужны для того, чтобы штатный ремень автомобиля проходил по груди, а не по шее мелкого пассажира. Не будет большим секретом, что для этих целей в озможно использование обычной подушки под попой. Но еще раз отметим, что это для более взрослых девчонок и мальчишек.
Как правило, детские кресла крепятся к сиденью с помощью штатных ремней, а уже ребенок удерживается ремнями самого автокресла (система ISOFIX). Если собственных ремней у устройства нет, удерживание и фиксация ребенка осуществляется штатными ремнями согласно инструкции.
Как инспектор ДПС может проверить наличие ребенка в машине?
Очень просто — путем визуального осмотра через стекла автомобиля, если же окна автомобиля тонированные, то инспектор может попросить опустить их.
А вот знакомая многим водителям ситуация с самовольным открытием двери инспектором для проверки правил перевозки детей является незаконной. Сотрудник полиции может это сделать только в присутствии приглашенных понятых или с помощью видеозаписи, предварительно составив протокол досмотра.
В случае, если Вы ничего не нарушаете, просьбу инспектора открыть дверь или опустить стекло лучше выполнить. Вы просто-напросто потеряете больше времени, если сотрудник ДПС решит провести процедуру досмотра согласно действующего законодательства.
Госавтоинспекция часто проводит профилактические мероприятия с названиями вроде «ребенок в машине» — экипаж ДПС располагается в утренние часы возле детского сада или школы и «отрабатывает» все подъезжающие машины. И это правильно, как бы оно не звучало.
Ужесточение правил перевозки детей увеличило волну негодования со стороны водителей, считающих, что их «обдирают». Но стоит помнить, что ребенок тяжело переносит резкие торможения и легко травмируется даже при небольшом ДТП.
Специальное удерживающее устройство для ребенка – это повышение гарантии его безопасности, а также залог того, что он останется живым и невредимым при ДТП. Здоровье маленького человека бесценно, а один штраф за детское кресло, как мы отмечали ранее, вполне соотносится с половиной его стоимости.
28 августа глава ГИБДД России Михаил Черников предложил ужесточить ответственность водителей за езду с детьми до 7 лет без использования детских автокресел. Если инициативе дадут ход, то она может не только поднять безопасность, но и больно ударить по некоторым слоям населения. Так повышать штрафы или нет?
Полемика в России вокруг использования детских автокресел и штрафов за их отсутствие идёт уже далеко не первый год. Первоначально водителям предъявлялись требования использовать такие кресла для перевозки детей в возрасте до 11 лет, однако к середине 2017 года общественный протест из-за этой нормы набрал такие обороты, что её пришлось изменить. Теперь ПДД требует от водителя использовать детское кресло для перевозки детей в возрасте до семи лет, а дальше – на усмотрение самих родителей.
Выходит, что люди возмутились нормой, которая призвана обеспечивать безопасность детей, и выступили против этой безопасности? Отнюдь нет. Детское кресло – не самый дешёвый автомобильный аксессуар, и понятно, что позволить его себе могут далеко не каждые родители в России, имеющие автомобиль. Кресла от известных брендов стоят соответствующих денег (хотя и предлагают высокое качество), а обилие контрафакта на отечественном рынке с каждым годом не уменьшается.
Фото: Niran Movie / Shutterstock.com
Ребёнок в 11 лет нередко достигает роста и веса, для которых детское кресло, рассчитанное на малышей и детей в возрасте 4–7 лет, просто не подходит. Конечно, на рынке широко представлены различные адаптеры и «лямочки», позволяющие увеличить размеры изделия, однако специалисты категорически не рекомендуют их использовать из-за угрозы для жизни ребёнка.
Нынешняя норма уже существенно мягче. Грубо говоря, как только ваш ребёнок пошёл в школу, вы уже не обязаны возить его в детском кресле. Однако и сейчас властям приходится балансировать между вопросами безопасности и ужесточением мер, так как контрафакт никуда не делся.
В то же время родители продолжают сталкиваться с проблемами: они бы и рады обеспечить полную безопасность своих детей, но подчас на это в строгом соответствии с законом нет просто ни средств, ни иных возможностей.
ГИБДД борется за детей
В конце августа на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения крайне остро встал «детский» вопрос. Были озвучены тревожные данные: если число ДТП с участием детей в России с 2012 года уверенно снижалось, то с начала 2019 года выросло сразу на 1,2%, или 10,9 тыс. аварий. С января по июль этого года в авариях ранения различной степени тяжести получили на 1,6% больше детей, общее число пострадавших детей выросло до 11,9 тыс.
Начальник ГИБДД России Михаил Черников заявил, что проблему нужно решать, причём комплексно. Примечательно, что начать он предложил именно с наведения порядка с детскими креслами – увеличения штрафов за езду без их использования. Это должно подстегнуть водителей не пренебрегать правилами безопасности детей и снизить смертность.
Сейчас в России действует штраф в размере 3000 рублей за отсутствие кресла при наличии в машине ребёнка в возрасте до семи лет. Михаил Черников предложил также усилить ответственность за ДТП, если в машине был ребёнок, а кресла не было. Он отметил, что новые нормы могут быть в виде «отягчающего обстоятельства», то есть такого, за которое гражданина карают по максимуму в соответствии с профильной статьёй КоАП или УК.
Сейчас в России виновник ДТП наказывается в зависимости от степени и наличия пострадавших или погибших штрафом в 1000 рублей или лишением свободы на срок до 15 лет.
Отметим, что Черников не озвучил никаких конкретных предложений по ужесточению мер за перевозку детей без кресел. Однако среди остальных возможных способов – ограничение максимальной скорости движения на автомобиле с ребёнком на 20 км/ч.
То есть, если по автомагистрали вы можете ехать со скоростью 110 км/ч (или до 130 км/ч, если принять в расчёт допустимое превышение), то с ребёнком будете обязаны двигаться уже не быстрее, чем 90 км/ч.
В городе же, согласно этому предложению, скорость машины с ребёнком не должна будет превышать 40 км/ч, на загородной дороге – 70 км/ч.
Член правительственной комиссии по безопасности движения Наталья Агре одобрительно отнеслась к идее ограничения скорости при езде с детьми, но такое правило должно реализовываться в ходе профилактических мероприятий, например, в автошколах, сказала она.
Фото: Free Wind 2014 / Shutterstock.com
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков ответил на это, что реальные ограничения скорости – это повышение риска аварийности, так как машины всё же должны двигаться со скоростью потока.
На заседании правкомиссии также прозвучало предложение «научить» камеры «видеть» детей в машине, чтобы штрафовать водителей-нарушителей гораздо более сурово, чем автомобилистов, которые едут без ребёнка. Поводом для такого предложения стало утверждение о том, что сейчас водитель-лихач с ребёнком получает такой же штраф, как и нарушитель без детей в машине.
Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов отметил, что среди всех предлагаемых вариантов детских автокресел на рынке сегодня нет «нормального российского» и предложил как-то простимулировать этот вопрос.
Детские кресла и семьи
Из всего вышеперечисленного следует, что детская смертность в России в результате ДТП, к сожалению, растёт. Следует также и то, что власти и ГИБДД не намерены сидеть сложа руки, что уже хорошо. Однако если «скоростной» вопрос натыкается на сопротивление самих же членов правкомиссии, то с вопросом о карах за отсутствие детского автокресла, казалось бы, никто не спорит. Хотя это было бы возможно.
Все конструктивные меры по этому вопросу, включая наказание, были бы адекватны, если бы жители России с детьми владели бы только современными автомобилями, где предусмотрены крепления ISOFIX для детских кресел. Более того, если бы каждая (ну или хотя бы большинство) из семей с детьми дошкольного возраста могли бы себе позволить легко купить хорошее, крепкое, понравившееся кресло. И быть спокойными за безопасность своего ребёнка.
Но, к сожалению, это не так. А как быть многодетным семьям, которым нужно отвезти одного ребёнка в детсад, другого – к врачу, а третьего взять с собой, чтобы не оставался один дома? Три кресла – это большие деньги для такой семьи, а ведь дети растут, приходится покупать новые кресла взамен старым или выбирать универсальные, которые не всегда соответствуют требованиям безопасности.
Подчас недостаток средств толкает такие семьи на покупку дешёвого контрафакта или б/у-изделий, которые также не гарантируют безопасность, или даже наоборот – гарантированно убьют ребёнка в случае ДТП.
На проблему уже обратили внимание в Госдуме. Как уже писал Царьград, депутат Ольга Алимова предложила бесплатно выдавать детские автокресла нуждающимся семьям и направила соответствующую инициативу Дмитрию Медведеву.
Семья с ребёнком, тем более не одним, нуждается в автомобиле для комфортного передвижения в магазин, садик, школу и так далее. Многие семьи годами копят на автомобиль, могут купить его в кредит, получить в подарок. Какой бы автомобиль ни был, даже в старом и дешёвом, если едут дети, должно быть детское автокресло. Ко мне обращаются молодые мамы с просьбой помочь с детскими креслами, поскольку это безопасность ребёнка, но тратить на них деньги могут не все. И многие рассматривают вариант с временным пользованием, пока ребёнок не подрастёт,
Она предложила рассмотреть вопрос об обеспечении детскими автокреслами многодетных и малоимущих граждан, имеющих доход на каждого человека до двух прожиточных минимумов, а также иных «наименее социально защищённых категорий семей с детьми».
В середине августа директор Центра испытаний НАМИ Денис Загарин в интервью «Коммерсанту» говорил об опасности «фейковых» детских кресел, контрафакта и иных нештатных способов фиксации ребёнка в автомобиле.
Экономия на двух вещах у нехороших производителей таких детских удерживающих устройств. В первую очередь – более дешёвые материалы. В нашей практике были случаи использования и строительного пенопласта, и пены – того, что не является конструктивным материалом, что не сможет выдержать физические нагрузки. Вторая экономия – на инжиниринге: любое кресло должно быть спроектировано и изготовлено с соблюдением всех процедур качества. И это очень дорогие вещи,
Нередко родители выбирают вещи дешевле кресел – так называемые бустеры. Это кресло не имеет спинки, но имеет подлокотники и предназначено для поднятия ребёнка на заднем сиденье на высоту, которая позволила бы пристегнуть его обычным пассажирским ремнём безопасности. Однако если бустер ещё допустим, то адаптеры и «лямочки» – попросту опасны.
Фото: Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС
«Во-первых, бустер третьей категории, третьей группы для детей ростом от 125 см является абсолютно нормальным детским удерживающим устройством для самых взрослых, его можно использовать. Касательно каких-либо адаптеров, корректоров, лямочек наш ответ – категорически нет. Вы не просто уменьшаете шансы на выживаемость ребёнка в случае дорожно-транспортного происшествия, вы фактически лишаете его жизни, потому что он просто перепиливает тело ребёнка пополам», – сказал Загарин.
Здравый смысл
Именно поэтому проблема с детской смертностью в результате ДТП, а также проблема с невозможностью для многих семей в России купить качественное кресло для своих детей – это большие и комплексные проблемы. ГИБДД же предлагает решать их по принципу покупки билетов для багажа в транспорте – если ты везёшь что-то большое, то будь добр, плати больше. То есть если у тебя ребенок или несколько – раскошелься, иначе будешь сурово наказан.
Важно и то, что нормы ужесточения штрафов и другой ответственности коснутся, прежде всего, малообеспеченных и многодетных семей. Семьи с хорошим достатком и одним ребёнком, вероятно, и вовсе не пострадают: они и кресло себе купят самое качественное, и автомобиль у них будет, скорее всего, максимально приспособленный.
Из этого следует два вывода. Первый – принимать новые меры и бороться за жизнь каждого ребёнка на дороге необходимо. Печальная статистика говорит о том, что этот вопрос сегодня в России становится всё более острым.
Второй вывод – нельзя принимать однобокие нормы, которые сильно ударят по слабым и будут нипочём для сильных, потому что это путь в никуда. Решение вопроса возможно при дифференциации тех, к кому применяется повышенное наказание, а ещё лучше, если детское автокресло из разряда требования и инструмента давления на не самые хорошо обеспеченные семьи превратилось бы в социальную гарантию для них и гарантию безопасности для их детей.