В статье мы узнаем, какой штраф по закону 2019 года будет наложен за проезд на красный в первый раз, а какой за повторный. Почему штраф с камеры за это нарушение ПДД может быть гораздо мягче. О том, что светофоры бывают не только дорожные, но и другие с соответствующими штрафами, а также почему аналогичная санкция может быть наложена за жёлтый сигнал и как избежать штрафа с камеры.
Сколько штраф с камеры за красный?
Проезд на красный сигнал светофора карается сравнительно мягко на первый раз. Но если Вы попадётесь повторно, то Вас будет ждать наказание вплоть до лишения прав. Все административные штрафы за нарушения ПДД прописаны в 12 главе КоАП, а также список нарушений, за которые предусмотрено лишение прав, и сюда входит проезд на запрещающий свет.
Также многие автолюбители забывают важную тонкость – запрещающим по ПДД считается не только красный свет, но и жёлтый – для последнего лишь предписаны исключения, когда под него можно проехать без наказания.
Если попасться в первый раз
То Вам придёт "письмо счастья" на сумму 1 000 рублей. Это предписывает часть 1 статьи 12.12 Административного кодекса:
1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Штраф за проезд на красный сигнал, выписанный камерой автофиксации, можно оплатить со скидкой в половину суммы – то есть 500 рублей (ч. 1.3 статьи 32.2 КоАП). Срок такой возможности составляет 20 дней со дня, следующего за днём, когда Вы получили копию постановления:
- забрали постановление со штрафом за красный на камеру из почтового ящика,
- Вам вручили письмо с этим постановлением на почте.
Важное замечание!
- В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
- В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.
Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.
или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).
Если попасться повторно
Повторность нарушения ПДД наступает, если оно совершено в течение года со дня полного исполнения первого штрафа. Полное исполнение – это уплата штрафа либо окончание срока лишения прав.
Если в первый раз под камеру Вы проехали на красный сигнал светофора, к примеру, 1 января 2019 года, письмо со штрафом Вам пришло 10 января, а оплатили Вы его 20 января (со скидкой 50%), то вплоть до 20 января следующего года Вам нельзя попадаться повторно с проездом на красный.
За повторный проезд на красный предусмотрено наказание гораздо больше: штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Это предусматривает часть 3 статьи 12.12 КоАП. Но главная тонкость заключается в том, что при автофиксации нарушения на камеру лишения прав не может быть – только штраф.
Уточним, что лишения прав не может быть в случаях:
- если и в первый раз, и в повторный Вы проехали под красный сигнал светофора под камерой,
- если в первый раз Вас оштрафовал сотрудник ГИБДД на дороге, а повторный штраф выписан камерой автофиксации.
А вот если даже в первый раз Вы попались на камеру, но во второй в течение года Вас остановил с проездом на красный инспектор ДПС на дороге, то здесь уже может быть лишение.
Кроме того, повторный штраф за красный свет в размере 5 тысяч рублей придётся оплатить полностью в любом случае – на него не распространяется скидка 50% (часть 3 статьи 12.12 КоАП приводится как исключение из списка "скидочных" штрафов в части 1.3 статьи 32.2 Кодекса).
Ещё один штраф за красный на камеру
Он выносится редко и предусмотрен за проезд на запрещающий сигнал не простого светофора, а железнодорожного. Наказание за такое нарушение предусмотрено частью 1 статьи 12.10 КоАП и влечёт штраф в размере 1 000 рублей или лишение прав. Но на камеру, опять же, лишить Вас не смогут.
Какие камеры фиксируют проезд на запрещающий сигнал?
Далеко не все средства фото- и видеофиксации нарушений Правил фиксируют проезд на красный. Так, на 2019 год практически ни одна переносная камера этого не делает, потому как на практике устанавливают специальные комплексы, которые работают вкупе с чтением режима работы светофора – фаз запрещающего и разрешающего сигналов.
Точно не фиксируют проезд на красный такие камеры:
Какие камеры могут висеть с целью фиксации проезда на запрещающий сигнал:
- Одиссей – висит чаще всего на горизонтальном ответвлении от столба прямо над проезжей частью и "смотрит" на начало перекрёстка с выездом на него с фиксируемого участка дороги,
- Автодория – висит непосредственно на столбе после перекрёстка (либо до, если "стреляет" в заднюю часть автомобиля).
Вот так они выглядят:
Камеры Автодория (слева) и Одиссей (справа)
Могут ли камеры выписать штраф за жёлтый?
На практике такие случаи бывают, хотя это всё же незаконно. Дело в том, что ПДД разрешают проезжать на жёлтый свет, если иначе водителю придётся прибегнуть к экстренному торможению. В Центре автофиксации же считают, видимо, что пусть будет выписан штраф, а уже водитель затем доказывает, что иначе бы ему пришлось резко тормозить.
Такое наказание, как штраф за проезд на красный свет светофора – явление весьма распространённое. Кто-то очень торопится и уверен, что успеет проскочить, а кто-то отвлекается разговорами или раздумывает над чем-то очень важным, не успевая сосредоточиться на дорожной обстановке. Некоторые водители поддаются «стадному чувству» и следуют на перекрёстке за нарушителем.
Тем временем, наказание за проезд на красный свет светофора от сравнительно небольшой суммы в 1000 рублей после однократного нарушения, ужесточилось до временного лишения водительских прав после нарушения повторного.
На сегодняшний день размер штрафа за проезд на красный свет составляет 1000 рублей (ст. 12.12 часть 1 КоАП РФ) за первое нарушение, и 5000 рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев – за повторное (ст. 12.12 часть 3 КоАП). Более подробно читайте ниже.
Какова же в текущем году ответственность за проезд на запрещающий сигнал светофора? Только ли красный свет является этим запрещающим сигналом? Как фиксируется проезд на красный свет и как можно обжаловать неправомерное с точки зрения водителя решение о наказании за проезд на такой сигнал? Ответы на эти вопросы могут быть интересны широкому кругу автовладельцев.
Что считается проездом на запрещающий сигнал светофора
Среди подавляющего числа пешеходов и водителей бытует устойчивое мнение, что запрещающий для проезда транспорта свет светофора – только красного цвета. И причиной многих дорожных происшествий является (во всяком случае, для автомобилистов) забывчивость Правил дорожного движения. Ибо не мигающий сигнал светофора жёлтого цвета движение также запрещает, правда с оговоркой (п. 6.14), практически всегда используемой водителями в своё оправдание: невозможно было остановиться без применения экстренного торможения.
Эта оговорка была сделана, чтобы обезопасить от столкновения автомобиль, едущий сзади по отношению к заканчивающей манёвр машине. На практике же желтый свет воспринимается многими как разрешающий и, выезжая на него на перекрёсток они как минимум, «крадут» время у водителей, которым открывается зелёный свет, а как максимум создают опасную ситуацию.
Одновременно горящие сигналы красного и жёлтого цветов, предупреждающие о том, что вскоре будет разрешено движение (загорится зелёный свет), также запрещают движение. Слишком торопливые водители иногда стараются стартовать на такой сигнал или даже чуть раньше, однако если инспектор зафиксирует этот факт, то последует наказание и оно будет справедливым.
Ещё одна разновидность запрещающего сигнала – поворот на красный свет на светофоре, оборудованном дополнительной секцией (п.6.3 Правил). Ну, что касается поворота налево, то здесь всё понятно – секция со стрелкой не горит, значит, движение запрещено и это логически оправдано (не подставлять же левый бок под удар). А вот правый поворот на красный свет в попутном направлении почему-то так и не узаконили, несмотря на то, что есть обширная международная практика на эту тему (в США, например, кроме случаев, когда о повороте только под горящую стрелку сообщает специальная хорошо видимая табличка). И не только международная практика.
В Москве на нескольких перекрёстках провели такой эксперимент ещё в 2013 году, и никакого всплеска аварийности он не дал (не было зафиксировано ни одного ДТП). Но подтверждения эксперимента в Правилах не произошло, так что не горящая направо стрелка движение запрещает .
Помимо привычных светофоров на перекрёстках существуют еще и специальные светофоры, установленные перед железнодорожным переездом, а также реверсивные светофоры, регулирующие движение на полосах с реверсивным движением.
В случае железнодорожного переезда сигнал запрещающий выезд на переезд – красный мигающий. В случае реверсивного движения запрещающий сигнал (въезд на полосу реверсивного движения) – не мигающий красный крест в привычном круглом окне светофорного знака.
Размеры штрафов за проезд на красный свет
Наказание за нарушение, связанное с проездом на красный запрещающий сигнал, зависит от вида этого сигнала и того, является ли нарушение первичным или зафиксировано повторно, и определяется Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Так за первичное правонарушение в соответствии со статьёй 12.12 часть 1 Кодекса размер штрафа за проезд на красный свет светофора составит 1000 рублей. А вот повторное нарушение того же пункта Правил дорожного движения действует уже часть 3 той же статьи Кодекса: штраф в размере 5000 рублей, или водитель может быть лишён права управления автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.
Нарушение считается повторным, если со дня вступления в силу Постановления, которое определяло привлечение к ответственности водителя по первоначальному правонарушению, прошло менее 1 года. Здесь очень важно отметить, что этот «срок давности» начинает отсчет вовсе не с момента фиксации нарушения или с момента вынесения Постановления, а именно с момента уплаты штрафа. Так что затягивать с оплатой, никакого смысла нет.
Точно так же и по лишению права управления автомобилем: годовой срок начинает исчисляться не с момента решения суда (как считают многие водители), а с момента сдачи водительского удостоверения.
Важно отметить, что решение о лишении прав по вторичному нарушению может быть принято только за один и тот же характер этого нарушения. Если менее года назад водитель привлекался, например, за нарушение скоростного режима, то за проезд на красный он не может быть лишён прав как за повторное нарушение в течение года.
Наказание за отсутствие разрешающего движение сигнала дополнительной секции светофора такое же, как и штраф за красный свет – 1000 рублей. Об этом особенно важно помнить на перекрёстках, имеющих светофоры с дополнительной секцией во время горящего зелёного света в прямом направлении и не горящей стрелке на поворот дополнительной секции. Или при повороте направо без разрешающего сигнала дополнительной секции, пусть даже дорога в попутном направлении свободна.
Проезд железнодорожного переезда на красный свет светофора считается более серьёзным нарушением, чем такой же проступок на перекрёстке: теперь уже водитель подвергает опасности не только себя, пассажиров, находящихся в автомобиле и сам автомобиль, но еще и может создать помеху движению железнодорожному составу. За это нарушение можно сразу лишиться прав на срок от 3 до 6 месяцев, а за повторное нарушение – на 1 год.
Въезд на красный на реверсивную полосу влечет за собой наложение административного штрафа в размере всё тех же 1000 рублей. А вот при въезде на реверсивную полосу при неработающем светофоре наказание куда строже: 5000 рублей, а при повторном нарушении – лишение прав на 1 год. Всё дело в том, что со стороны водителя светофор может не работать, зато работает с противоположной стороны и ситуация становится аналогичной выезду на полосу встречного движения.
Фиксация проезда на красный свет и порядок обжалования штрафа
В Москве с 2016 года была введена фиксация нарушений проезда перекрёстков автоматическими камерами наблюдения, а затем столичный опыт распространился на всю страну. Вообще говоря, камеры должны фиксировать, в том числе, не только факт проезда на запрещающий свет, но и расположение автомобиля на перекрёстке в момент его остановки на светофоре: не заехала ли машина, например, за стоп-линию.
Данные камер не всегда бесспорны: во многих случаях фиксация ситуации не позволяет достоверно определить цвет сигнала светофора или, например, фиксируется пересечение стоп-линии тенью, отбрасываемой автомобилем.
Если у водителя есть веские основания быть уверенным в своей правоте, что он не проезжал на красный свет (данные видеорегистратора, свидетельские показания) стоит предпринять попытку оспорить решение ГИБДД. При этом необходимо:
- тщательно изучить протокол о правонарушении и проверить правильность его заполнения;
- поставить прочерки во всех местах, где можно что–либо дописать впоследствии;
- прямо в протоколе аргументированно отметить своё несогласие с доводами инспектора.
При составлении жалобы на действия инспектора имеет смысл приложить к ней данные, свидетельствующие о правомерности действий водителя (например, данные с того же видеорегистратора). Грамотно составленный документ во многих случаях поможет избежать штрафа или даже лишения водительских прав.
Вы также можете получить бесплатную консультацию автоюриста здесь.
Видео: как без штрафа проехать на красный свет?
Наказание за проезд на красный свет светофора постоянно ужесточается и в 2018 году, кроме штрафа, предусмотрено еще и лишение прав. Это оправданно и разумно. Стоит одной машине вылететь на перекресток, где уже начали движение другие автомобили или пешеходы, как создается хаос, а то и аварийная ситуация. Никакая спешка не оправдывает водителя, выезжающего на пересечение дорог и подвергающего опасности себя и других.
Зачастую виновником беды становится не сам нарушитель, а тот (либо те) участник дорожного движения, кого он спровоцировал на рискованные маневры. Провокатор же смывается с места происшествия, предоставляя разбираться с проблемами горемыке, которого он «подставил».
Хотелось бы, чтобы при движении на перекрестках и ж/д переездах, все водители соблюдали ПДД и движение на дорогах стало безопасным. Не вылетали под запрещающие сигналы, были внимательны и осторожны. Чтобы понимать, когда езда на красный сигнал светофора категорически запрещена, а в каких случаях проезд допускается, будем разбираться в этой статье.
Штраф или лишение прав
Вот что по этому поводу говорит ПДД (пункт 6). Водитель на перекрестке, оборудованном светофором (либо стоящим на нем регулировщиком), имеет право ехать только на зеленый сигнал. Ни на желтый, ни на красный, ни на запрещающий жест регулировщика водитель трогаться с места не должен.
Перекресток, в плане аварийности, сложный дорожный узел. На пересечении дорог чаще происходят ДТП со смертельными исходами и серьезными авариями. Поэтому наказания за красный свет, едва ли не ежегодно, ужесточаются.
Пунктом 1 статьи 12.12 КоАП РФ оговаривается штраф размером в 1000 руб за пересечение проезжей части на красный сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика. Прим. Действующий в настоящее время (2018 год) льготный период оплаты в 20 дней сократит размер штрафа наполовину.
Одновременно горящий красный и желтый тоже считается запрещающим сигналом и наказывается штрафом. Однако имеются нюансы, которые смягчают или исключают наказание. Например, водитель не может остановить машину, не применив экстренное торможение. Правда, этот факт придется доказывать инспектору при составлении протокола или уже в суде.
Чтобы такие ситуации исключить, не превышайте скоростной режим. Подъезжая к перекрестку сбрасывайте скорость, не надейтесь проскочить до того, как загорится красный или желтый. Если вам не бросается под колеса безумный пешеход, собака/кошка или авто с неадекватным «водятлом», необходимости применять экстренную остановку не возникает. В вышеперечисленных случаях от неприятностей спасает запись видеорегистратора. Полезная вещь, которую нужно использовать при каждой поездке.
Наказание будет ужесточено при повторном (злостном нарушении), которое считается таковым, если не прошло одного года после предыдущего.
Злостное (повторное) нарушение проезда на красный
На основании п 3 ст. 12.12 КоАП РФ за повторное нарушение такого рода водитель штрафуется на 5 000 руб, либо лишается права управления автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.
Прим. При этом скидка в 50 процентов, если оплатить штраф в первые 20 дней с момента составления протокола, не действует.
Таким образом, проще не искать себе проблем, пытаясь пролететь перекресток за секунды до того, как загорится красный или «рвать с места» до зеленого сигнала. Такие ухари любят сигналить, если им кажется, что впереди стоящее авто замешкалось.
Или норовят пролететь до того, как встречное движение встало. При этом светофор им не указ и штраф не пугает. Теперь придется думать о том, что можно лишится не только денег, но и права водить машину на долгие месяцы.
Стоп-линия, выезд на перекресток, допсекции светофора
Шофер машины, пересекшей стоп-линию у светофора (даже, если ею служит не белая полоса на дороге, а знак-указатель) считается нарушителем ПДД и штрафуется на 800 руб. Прим. Возможность заплатить только половину в первые двадцать дней с момента начисления имеется.
Подлежит штрафу в 1000 руб выезд на перекресток , на котором образовался затор. Равно как и создание пробки на перекрестке: когда водитель не завершил маневра и собрал за собой и вокруг себя хвосты из автомобилей.
Особое внимание светофорам с дополнительными секциями . Если не горит зеленая стрелка, указывающая направление в котором поворот разрешен, то повернуть при зеленом сигнале светофора вы не имеете права.
И наоборот, если горит красный, но дополнительная секция разрешает поворот – вы должны повернуть, даже если вам туда не надо. Стоять, собирая за собой пробку, вы не можете. В противном случае попадаете на штраф в 1000 руб и считаетесь нарушителем ПДД.
С дополнительными секциями все не очень просто и лучше еще раз ознакомиться с соответствующими пунктами ПДД, если сомневаетесь, когда можно ехать, а когда нет. Скачать Правила Дорожного Движения 2018 года можно по ссылке в формате PDF.
Железнодорожные переезды
Автомобильные светофоры и семафоры на железнодорожных переездах равноправны. Наказания за проезд на красный семафорный сигнал или запрещающий жест дежурного регламентируется статьей 12.10 КоАП.
- Кроме штрафа в 1000 руб за однократное нарушение, предусмотрено лишение водительских прав на срок от 3 до 6 месяцев
- Повторное нарушение лишит возможности сеть за руль на полный год. При этом льготная 50-ти процентная скидка на денежный штраф не распространяется.
Нарушением считается не только езда на запрещающие сигналы на ж/д переезде, но и пересечение дороги вне его, обгон/объезд или остановка на путях . Проскочить под закрывающимся/открывающимся шлагбаумом безнаказанно тоже не получится.
Штрафы с камер
Поскольку дороги сейчас утыканы видеокамерами, то «письмо счастья», прилетевшее к вам со штрафом, равнозначно протоколу, выписанному инспектором. С одной разницей: на месте вы получаете протокол и сразу можете внести в него все свои возражения. Да и срок оплаты штрафа идет с момента фиксации нарушения. Вы располагаете большим отрезком времени, чтобы воспользоваться 50%-ной льготой или возможностью оспорить наказание.
Если штраф шел по почте больше 10-20 дней, право на половинный штраф может попросту истечь.
Вопрос-ответ
- Движение на красный сигнал светофора.
- Движение на желтый сигнал.
- Проезд перекрестка при желтом и красном свете.
- Проезд при негорящей зеленой стрелке на светофоре с дополнительной секцией.
- Заезд за стоп-линию.
Водитель может сам выбирать суд, в который хочет обратиться и собирает необходимые документы. В их перечень входят: сам протокол, паспорт, документы на автомобиль, водительские права. Лучше сразу сделать по несколько копий каждого документа. Не пренебрегайте консультацией адвоката, специализирующегося на дорожно транспортных проишествиях.
Наказание за проезд на красный сигнал светофора в 2018 году может оказаться очень серьезным, вплоть до лишения прав. Лучше один раз уяснить себе, что читается нарушением ПДД при запрещающих сигналах светофора, регулировщика, ж/д семафора или дежурного по переезду и стараться не нарушать. Требования и штрафы не зря постоянно ужесточают. Говорят, что на следующий, 2019 год, они увеличатся в разы, и вместо минимального 1000 руб будет 5000 руб.
Лихачам и злостным нарушителям поневоле придется изживать привычку проскакивать перекрестки и переезды, когда этого делать нельзя. Лихачество станет дорогим удовольствием. Риск надолго стать пешеходом, лишившись прав на управление авто, обычно остужает горячие головы. Не говоря уже о том, что при печальных последствиях, можно получить реальный тюремный срок и выплачивать пострадавшим ущерб долгие-долгие годы. И жить, сознавая, что глупое легкомыслие стало причиной чужого несчастья.