No Image

Широкополосная или коаксиальная акустика что лучше

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

Автоакустика: широкополосная, коаксиальная и компонентная

Какая лучше и для каких целей?

Автоакустика: широкополосная, коаксиальная и компонентная

Итак, пред нами стоит непростой выбор – чего бы поставить в машину из музыки? Широкополосную, компонентную или коаксиальную акустику? Коаксиальную? Что это еще за коаксиальная акустика? – Такой вопрос, увы, не редкость. Сегодня расставим все "точки над i" и узнаем об этих категориях автомобильной акустики по-подробнее. Начнем с коаксиальной, так как уж очень интересное и многообещающее она имеет название:

Коаксиальная акустика – получила своё название от типа конструкции. Коаксиальный, или соосный. Все динамики, находящиеся в корпусе устройства расположены на одной оси. Это позволяет значительно сократить занимаемый ими объём в салоне автомобиля, при этом разделив воспроизводимый частотный диапазон между низко-среднечастотным динамиком и твитером – высокочастотным динамиком. Такое разделение необходимо для улучшенного, по сравнению с широкополосной акустикой (о которой речь пойдет далее) звучания. Каждый динамик имеет свой диффузор и оптимальную, для воспроизведения отведенных ему частот, конструкцию. Разделяет частоты между динамиками встроенный кроссовер, а в совсем бюджетных моделях его роль исполняет конденсатор.

Главным достоинством такой конструкции, как уже было сказано выше, является улучшенное качество звука, по сравнению со звучанием одного широкополосного динамика, при небольшом увеличении стоимости такой акустики в сравнении с той же широкополосной. Достоинствами так же является простота установки и значительная экономия места в салоне, на фоне, к примеру, компонентных акустических систем. К недостаткам можно отнести узкую направленность звуковых волн, так как все динамики сосредоточены в одном месте и имеют одинаковое направление. По этой причине не получится создать эффект сцены, что позволяет, в свою очередь, компонентная акустика, элементы которой можно разнести по салону. В некоторых колонках производитель пошел на хитрость и сделал устройство, позволяющее отделить твиттер от основного динамика (или основных, их бывает нескольеко) и установить его к примеру в двери. Но штука в том, что по качеству такая акустика все равно уступает компонентным системам, поскольку на рынке автомобильной акустики уже давно определены ценовые рамки сегмента коаксиальной акустики, уложившись в которые производитель упирается в качество материалов и затраты на технологию производства. Коаксиальная акустика является промежуточным звеном между широкополосной и компонентной и вмещает в себе как достоинства, так и недостатки обоих этих решений.

Широкополосная акустика проста как две копейки – это динамик воспроизводящий всю широту частот самостоятельно. Все преимущества и недостатки очевидны – цена, экономия места, простота подключения – просто прекрасны. Но один динамик, пусть даже и очень замечательный, не справится со всем спектром частот, он осилит низкие частоты и пусть даже справится со средними, но высокие частоты (а это вокал), ему дадутся с трудом, если даже колдовать над технологиями воспроизведения, то вряд ли удастя уйти намного дальше мидбаса (динамика, качественно справляющегося со средними и низкими частотами), но можно упереться в ценовой потолок ниши широкополосной акустики, превысив котроый устройство уже сложно будет продать. Поэтому, в качестве звучания широкополосная акустика уступит как коаксиальной, так и компонентной.

Итак, компонентная акустика, о которой выше было уже сказано не мало. Следует сказать, что, так как эта акустика самого дорогого ценового сегмента, то и технологии, применяемые в ней, являются самыми передовыми. На фоне рыночной конкуренции, уже за 12 – 15 т.р. мы сможем получить акустическую систему состоящую из средне- и высокочастотных динамиков, сабвуфера и даже внешнего кроссовера для фильтрации частот. Технологии материалов и сборки таких динамиков позволяют получить прекрасный гармонический сигнал с низкими колебаниями АЧХ, дадут высокую чувствительность и позволят выдерживать высокую мощность, что вкупе даст громкий и качественный звук. Такие динамики и сабвуферы (если не активные), уже заточены на использование в системе усилителя мощности. К недостаткам компонентной акустической системы можно отнести сложность сборки, подключения и настройки, большое занимаемое пространстово, необходимость в дооснащении автомобиля подиумами, шумоизоляцией, а возможно и новым аккумулятором или даже генератором.

Какая лучше и для каких целей?

В итоге мы получаем три ценовых ниши по различному типу акустики в каждой. Перва – широкополосная акустика, самая недорогая и нетребовательная, подойдет такому же нетребовательному слушателю, который будет с её помощью слушать радио, или музыку на невысокой громкости. Штатная, широкополосная акустика в недорогих авто вполне справится с такими задачами.

Коаксиальная акустика подойдет любителям достатчно качественной музыки, но ограниченным в бюджете. Она подарит своему пользователю и бас и высокие частоты и кое-какие громкость и качество звучания. Так же она применяется в достаточно дорогих аудиоситемах в качестве тыльных динамиков, экономя место и обеспечивая достаточно качественной звуковой поддержкой пассажиров задних сидений авто.

Читайте также:  Роснефть 75w 90 gl 4 5

Компонентная акустика подойдет любителям автозвука, у которых есть желание и умение собрать и подключить такую систему, а так же средства на её приобретение, а возможно и дооснащение автомобиля. Она подарит им высокое качество звучания, громкий звук, глубокий и мощный бас, прекрасный женский вокал на высоких частотах. В машине с такой аудиосистемой будет приятно путешествовать, так как эффект сцены будет доносить музыку спереди, а не играть в одно ухо. От такой музыки не устанешь – она подарит подленное наслаждение ценителям качественной музыки, порадует как владельца, так и его пассажиров.

Фронтальная акустика, исходя из названия находится перед слушателем. В автомобиле устанавливается в двери или переднюю панель (торпеду). Она бывает двух типов. Компонентная, состоящая из отдельных динамиков, как правило двух и коаксиальная. В ней динамики расположены коаксиально — соосно. Разберемся где, какие типы уместно применять и как не ошибиться в выборе.

Начнем с простой установки. Голова плюс фронт.

Как разобраться, поставить коаксиальную или компонентную акустику? Многие считают, что компонентная акустика принадлежит к более высокому классу. Это не так. Коаксиальные динамики бывают очень достойного уровня. Но они как правило применяются в домашних колонках высокого класса. Ведь в них возможно реализовать схему когерентного, то есть более согласованного по фазе источника звука. А это возможно только при условии, когда звуки всех частот исходят из одной точки. Но в реальной жизни мы имеем дело с многополосной акустикой. И на практике возможно совместить на одной оси лишь пару динамиков — высокочастотники со среднечастотниками. Что и реализуется в изделиях таких фирм как KEF и Tannoy.

Почему же в автомобиле они находят применение крайне редко? Все дело в расположении динамиков. Какой толк в идеальных динамиках, если слышать их звук, придется нашим коленям? Приходится хотя бы пищалки располагать в удобном для прослушивании месте.

Поэтому коаксиальные динамики ставят, как правило в простые установки с минимальными вмешательствами в конструкцию автомобиля.

Итак. Перед вами дилемма. Коаксиалы или компонентная?

Если вы строите систему с минимальным вмешательством в конструкцию, нет посадочных мест для пищалок и ваш бюджет ограничен 2-мя — 3-мя тысячами рублей, стоит обратить внимание на коаксиалы.

Но только двухполосные. Не ведитесь на аудиобижутерию. Почему? Этому посвящена отдельная статья.
За эти деньги предлагается серьезная коаксиальная акустика. А хорошая компонентная только стартует с этого уровня.

Помните? "Лучше меньше, да лучше". Меньше кроссоверов, отдельных элементов конструкции — лучше звук. За те же деньги.

Если есть возможность потратиться сильней — вперед за компонентной!
Но какой. Только с фильтром на пищалке или с фильтром на оба динамика?

Если устанавливать сабвуфер не планируется, то основным вариантом для выбора, будут системы с одним фильтром. Ведь мид вуфер будет работать напрямую, без среза низких частот. Значит и бас будет ограничен лишь конструкцией динамика.

Я вообще предпочитаю именно такие конструкции из-за естественного спада баса. Чем глубже бас спереди, тем проще сделать систему с "фронтальным басом". Где низкие частоты, даже исходящие от сабвуфера будут локализованы спереди. (необычные свойства низких частот затрону в статье о сабвуферах)

Если будет саб, то выбирайте любую, но только послушав. Мнение о том, что если у фронта недостаточный бас и это можно исправить сабвуфером — ошибочное. Ищите, только те колонки которые его воспроизводят. Пусть не такой низкий. Но он должен быть правильный и не ущербный. В противном случае придется поднимать частоту среза сабвуфера, что приведет к большей его заметности. А нам нужен ансамбль. Слаженный, красивый, а не отдельные звуки, доносящиеся из разных частей автомобиля.

Стоит ли ставить фронтальный усилитель? Конечно, если позволяют средства.

Но если вы экономите, купите за эти деньги хорошие динамики. Ожидать хорошего звука от системы с усилителем за 1000 р. и колонками за 1000 р. не стоит. Конечно количество звука будет больше. Но качество?

Поэтому я всегда советую не распылять бюджет на количество компонентов. Лучше вложить деньги в качество. В конце концов усилитель можно будет докупить. Акустика то хорошая уже есть. В противном случае придется тратится и на колонки.

Сначала распределите правильно бюджет, подберите компоненты. И только потом тратьте деньги.

Правильных вам приобретений и хорошего звука!

Каждый автомобилист мечтает о хорошей акустике в машину. Для одних главным требованием к системе является дребезжание окон домов, мимо которых они проезжают. Другие отдают предпочтение максимально аутентичному звучанию, проработанной детализации звуковой картинки, сочным басам. Однако большинство автолюбителей просто не могут сформулировать свои желания. В этом случае идеальный вариант установки в машину — широкополосные динамики. Они характеризуются приемлемым звуком, не пугают стоимостью, а если правильно выбрать параметры — порадуют действительно хорошим звучанием.

Читайте также:  Интернет магазин запчастей рено

Устройство

Широкополосная акустика в авто имеет простую конструкцию. В самом недорогом варианте исполнения это динамик большого диаметра. Он имеет особую конструкцию:

  • катушка диффузора формирует сильное магнитное поле для быстрого движения на сравнительно большие расстояния;
  • диффузор выполняется из классических или современных материалов высокой жесткости. Это может быть бумага со специальной пропиткой или многослойная полимерная пленка;
  • в конструкции обязательно используется мощный постоянный магнит;
  • по контуру диффузора располагается амортизирующий блок, выполненный из мягкой резины. Он отвечает за добротность системы, чем она выше, тем лучше звучат широкополосные колонки.

Такая простая конструкция вызывает массу споров в среде специалистов по звуку. Одни высказываются по поводу практически нулевых фазовых искажений при воспроизведении. Это верное утверждение, так как звук исходит из одной точки и не возникает наложения волн, как это происходит в многополосной акустике с несколькими динамиками.

Однако уверенно отбросить негативные высказывания аудиофилов не позволяют сугубо технические и физические процессы. Ни один динамик, как бы он ни был хорош, не способен одинаково работать на всем спектре слышимых частот. Обязательно наблюдаются провалы в верхней и нижней зоне. Простейший широкополосный динамик физически не может воспроизводить сочные басы и тонкие оттенки звука на грани слышимости.

Чтобы нейтрализовать недостатки плоского звучания, была создана коаксиальная акустика. Это усовершенствованная широкополосная система. В конструкции:

  • большой основной динамик;
  • малый динамик, расположенный внутри диффузора большого;
  • система частотных фильтров.

Принцип действия системы достаточно прост. При помощи фильтра частот диапазон воспроизведения большого динамика смещается к низу (басы и средние). Одновременно маленький динамик работает в верхней области слышимости.

Вариант соосного размещения динамиков тоже выбран не случайно. При такой схеме общий акустический фон характеризуется минимальными фазовыми искажениями. Коаксиальный широкополосный динамик воспроизводит звук действительно лучше своих предшественников самой простой конструкции.

Широкополосные динамики коаксиального типа при росте качества звука не приобрели неудобств использования. Его так же просто установить в автомобиль на предусмотренные штатные места, не нужна сложная настройка положения и уровня звука, не требуется усилитель с раздельным регулированием каналов. Эта схема любима автовладельцами, в буквальном смысле «прикрутил — работает».

Преимущества и недостатки

Если погрузиться в дискуссию какого-либо форума авто звука, можно легко запутаться и потеряться в море доводов за и против широкополосной акустики. Поэтому разумно сразу привести достоинства и недостатки подобных решений. К несомненным плюсам относятся:

  • отсутствие фазовых искажений (этой особенностью обладает как простой динамик, так и коаксиальная колонка);
  • выход звука из точечной области (не нужно подбирать положение системы, не требуется настройка громкости в нижней и верхней области частотного диапазона);
  • не требуется специальная регулировка параметров;
  • отсутствие искажений сигнала благодаря использованию независимых кроссоверов.

Пользователи, которым нравится широкополосная акустика, утверждают, что у нее особый, воздушный, по-настоящему хороший и естественный звук. Но есть у систем данного класса и недостатки:

  1. В любом варианте исполнения тональный баланс имеет провалы в области низких частот.
  2. Средние частоты звучат достаточно плоско. Причина в физических процессах, не позволяющих большому диффузору основного динамика быстро реагировать на изменения сигнала.
  3. Чем дешевле система, тем сильнее заметно падение качества воспроизведения. В самых бюджетных моделях часть звуковой картинки будет просто пропадать или звучать неверно.

Слушая аудиофилов, можно подумать, что широкополосная акустика — это старый, неуклюжий черно-белый телевизор. На практике это не так. Если подобрать модели с хорошими характеристиками, машина заиграет звуком, так как широкополосная акустика отлично работает в ограниченном пространстве.

Как выбрать

Популярность, которую имеет широкополосная колонка у автомобилистов, можно понять по множеству предложенных моделей на рынке. Но при выборе своей идеальной акустики не нужно идти на поводу у нечестных маркетологов.

Среднестатистическая коаксиальная широкополосная колонка имеет один или два кроссовера и пару динамиков. Это позволяет:

  • сохранить проход воздуха от основного динамика, обеспечить более живые басы и разборчивые средние частоты;
  • расширить частотный диапазон.

Но сегодня на рынке можно встретить что угодно. Начиная от трехполосных, заканчивая шести- и восьмиполосными коаксиальными динамиками. На месте одной небольшой пищалки часто громоздится габаритная головка с несколькими звукоизлучателями. Не стоит соглашаться с не совсем корректным мнением, что «больше полос — лучше». На практике это означает следующее:

  • при многополосной фильтрации часто используется только два кроссовера или схема с запараллеливанием контуров;
  • головка с несколькими звукоизлучателями в центре основного динамика закрывает пространство прохода звука, что негативно сказывается на его качестве.
Читайте также:  Какая скидка по осаго за безаварийную езду

Таким образом, гнаться за количеством полос, которые имеет широкополосная коаксиальная акустика для авто, совершенно не нужно. Разумно обратить внимание на технические характеристики.

Частота

Производители всегда указывают диапазон воспроизводимых частот. При выборе широкополосной акустики в машину стоит помнить о провалах в нижней и верхней зоне слышимости. Покупать нужно модель с максимально широким диапазоном. Идеально, если его нижний предел меньше 20 Гц, а верхний приближается к 48000 Гц.

Чувствительность

Большинство динамиков для авто имеют чувствительность около 90 Гц. Этого значения достаточно, если планируется сделать в машине действительно хороший звук, устанавливая качественный усилитель. Если же устройство воспроизведения не может похвастаться значительной выходной мощностью, стоит поискать акустику с большей чувствительностью.

Но выбирать рекордные значения, например, 150 или выше, не стоит. В этом случае динамики слишком явно реагируют на различные радио- и электрические помехи, которых в автомобиле предостаточно.

Размер

Размеры широкополосных динамиков выбираются в соответствии с предусмотренными в авто штатными местами для их установки. Большинство владельцев машин следуют именно такой тактике. Пытаться модифицировать области для установки акустики без соответствующего опыта не стоит. Это не только может ухудшить эксплуатационные свойства салона, но и способно привести к снижению качества звука из-за нарушений герметизации и других ошибок.

Номинальная и пиковая мощности

При покупке динамиков в авто стоит ориентироваться исключительно на номинальную цифру. Это значение показывает, при какой подаваемой мощности акустика будет воспроизводить звук без искажений в течение сколь угодно длительного времени.

Пиковая мощность — это предельный режим работы акустики. По стандартам тестирования на производстве, катушка диффузора и другие электросхемы динамика могут выдержать максимальные токи в течение 5 минут. Поэтому рекомендуется игнорировать параметр пиковой мощности и выбирать акустику только по номинальному показателю.

Частота резонанса

Показатель резонансной частоты практически аналогичен срезу сабвуферных систем. Для широкополосной акустики — чем ниже показатель, тем более глубокие басы она способна воспроизводить.

Полная добротность

Данный параметр сугубо физический. Он описывает способность контурного резинового блока диффузора сохранять амплитуду колебаний. По значению полной добротности выбирают динамики для замкнутого пространства, например, устанавливаемые в дверях. Если значение в пределах 0,4–0,6 (низко), звук будет плоский и невыразительный. Поэтому рекомендуется приобретать модели с как можно большей добротностью.

Последний параметр любой акустики — электрическое сопротивление системы, или импеданс. Покупать колонку нужно с таким значением данного показателя, которое указано в техническом паспорте усилителя. Говоря простыми словами, если написано, что система воспроизведения выдает 100 Вт на канал при сопротивлении 4 Ома, именно акустику с данным импедансом надо покупать. Это позволит снизить искажения сигнала и избежать аварийных режимов работы усилителя.

Компоненты качественной системы

В современных машинах можно совершенно неожиданно обнаружить большое количество штатных мест для установки динамиков. К примеру, они есть в дверях, передних стойках крыши, в торпеде. Это сделано для размещения компонентной акустики. Но построить систему с качественным звуком можно с использованием широкополосных динамиков. Для этого понадобятся дополнительные компоненты.

Сабвуфер

Сабвуфер предназначен для работы исключительно в низкой полосе частот. Он формирует тот самый любимый многими сочный бас. Располагать это устройство нужно либо в багажнике, либо за спинкой заднего ряда кресел. Сегодня выпускаются модели, которые можно разместить под сидением.

Правило расположения сабвуфера всего одно: он должен находиться сзади. Это позволит распределить колебания по всему салону, не образуя области, где басы забивают всю остальную звуковую картинку.

Кроссовер

Задача кроссовера — разделять частоты. Грубо говоря, это многофункциональный фильтр. Кроссовер может быть одноканальный, настраиваемый на узкую полосу пропускания. Но для построения хорошей многоточечной аудиосистемы в автомобиле рекомендуется покупать более продвинутые модели.

Стандартный кроссовер разделяет сигнал на три полосы: бас, мидлбас, верх. Они заводятся на точки воспроизведения следующим образом:

  • бас — на сабвуфер;
  • мидлбас — на динамики дверей и торпеды;
  • верх — на акустику в стойках крыши.

Преимущество использования кроссовера заключается в том, что его выходные сигналы можно как угодно преобразовывать. К примеру, устанавливая отдельные усилители для саба, среднечастотных и высокочастотных контуров воспроизведения.

Рейтинг

Предпочтения пользователей — лучший источник для составления рейтингов, в отличие от рекламных материалов и мнений маркетологов. Автомобилисты объемами покупок ясно показали, какие модели широкополосной акустики востребованы и позволяют получить хороший звук в салоне.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector