К началу 70-х гг. промышленности СССР потребовался новый, более мощный и в то же время экономичный грузовой транспорт. Машина должна была отвечать всем требованиям, предъявляемым международным сообществом к такому автомобилю. Благодаря своему удачному расположению в Москве и наличию уже накатанной схемы производства на основе модели 130 заказ получил завод им. Лихачева.
К 1977 г. был готов первый опытный образец, по внутризаводской документации — модель 169, который с незначительными модификациями выпускался в течение 30 лет. На его основе потребителю представили ЗИЛ-433360, 433100, пожарную версию 433104, различные длинно- и короткобазные бортовые варианты и даже седельные тягачи.
Устройство
В наследство от своего родителя (ЗИЛ-130) автомобиль получил бортовой кузов, задний привод и колесную формулу 4х2. По замыслу разработчиков эта модель должна была стать младшим братом для базового автомобиля серии. В соответствии с этими планами для разработки применили шасси с короткой базой и 5-ступенчатую механическую коробку передач. Кабину автомобиль получил полностью повторяющую базовую версию. По моде тех лет — она имеет строгую угловатость, резкие черты и соединенные в единый блок капот и передние крылья. Для доступа в подкапотное пространство он откидывается вперед.
Отличительной чертой модели стало то, что она появилась на конвейере в переломный момент, когда двигатель ЗИЛ-508.10, разработанный специально для нее, меняли на более новый 508300. Этот силовой агрегат отвечал экологическим нормам Евро-3.
В электросхеме ЗИЛа-433360 все потребители подключаются на общий провод, что дает возможность просто установить и настроить дополнительные устройства. В системе используется 12В. На стоянке питание подается от аккумулятора 6-СТ-78 (в последних версиях 81) на 78 Ач. Во время работы двигателя генератор Г130 выдает 350 Вт и 28 А для работы всех как штатно установленных, так и внешних потребителей.
Для стоянки, остановки, управления машиной на уклонах разработчики предусмотрели несколько систем тормозных контуров:
Главная система активируется нажатием соответствующей педали в кабине. Для каждого колеса предусмотрены отдельные тормозные камеры, контролируемые парой независимых гидравлических контуров.
Стояночная и запасная системы включаются поворотом рычага в кабине, прижимая тормозные колодки к осям. При движении срабатывает главный трансмиссионный контур, который автоматически снижает обороты двигателя, помогая грузовику плавно остановиться.
Технические характеристики
Интересно отметить, что хотя машина и планировалась младшим братом базовому 4331, грузоподъемность ее меньше не стала, а более новый мотор только увеличил число продаж облегченной версии. Ремонтники отмечали, что если поменять КПП на стандартную 9-скоростную, получается укороченный грузовик с более качественным мотором (отвечающим Евро-3) и лучшей маневренностью.
Описания технических характеристик этого автомобиля отмечали неприхотливость, доставшуюся от ЗИЛа 130 и современную электронную начинку от 4331. Благодаря этому 360-й несколько раз дорабатывался, а постоянный спрос на эту модель заставлял зиловцев возобновлять ее производство.
По специальным заказам грузовик доукомплектовывался дополнительной системой охлаждения кабины и чехлами утепления, микропроцессорной системой зажигания и предпусковым подогревом мотора. Под заказчика могла быть произведена замена карбюраторного двигателя на дизельный движок Д 245.9.
Расход топлива в 20 л/100 км и бак в 170 л позволяли проезжать на одной заправке от 450 до 600 км пути. Конечные цифры зависели от условий использования.
Руководство по ремонту
Занимаясь ремонтом и диагностикой этого автомобиля, специалисты часто забывают, что перед ними только одна из удачных модификаций модели 4331. Поэтому у ЗИЛа-433360 руководства по ремонту может и не существовать.
При необходимости надо использовать документы от более ранних моделей этой серии, так как многие решения у всех машин идентичны.
В системе карданной передачи участвует пара валов, между которыми находится промежуточная опора сцепления. Сцепление у автомобиля повторяет схему, ранее использованную в 130 модели — классическая корзина с выжимным подшипником, управляемая пневматическим приводом.
Читая инструкцию по эксплуатации и обслуживанию этого автомобиля, пользователь должен понимать, что все дополнительные возможности комплектации в ней не отображались. Чаще всего описан «чистый» 360-й. Поэтому схемы дополнительного оборудования придется искать самостоятельно.
С другой стороны, не стоит забывать, что машина является обновленной 130 версией и, несмотря на заверения конструкторов о новом автомобиле, многие детали здесь остались прежние. И если водитель уверенно чинил предыдущую версию, здесь он разберется тоже. Опыт не зависит от номера модели.
Цена и аналоги
Кроме собственных разработок и модификаций ЗИЛа, в основе которых лежит бортовой 4331 — прообраз для модели 433360, аналогов у этого автомобиля нет. Непрямым аналогом можно назвать модели КамАЗа с колесной формулой 4х2, но другая концепция кабины, компоновка узлов, а также то, что завод в Набережных Челнах ограниченно производит грузовики, для полноценной замены автомашин Зила они не подходят.
Благодаря востребованности потребителей АМО ЗИЛ пытался возродить автомобиль на дизеле американского производства, но переход на рыночные отношения убил этот проект. 433360 — одна из немногих моделей завода, которая выпускалась до момента его закрытия в 2016 г. По оценкам различных источников, стоимость автомобиля начинается от 300 тыс. рублей. Конечная цифра зависит от состояния и комплектации.
1 – передние указатели поворота левый 4619.3726 и правый 4609.3726;
5 – электрический звуковой сигнал 20.3721-01 или С3-3В;
9 – датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости ТМ111;
13 – генератор 2022.3771;
19- датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости ДКУ1.М;
23 — электронный блок регулятора частоты вращения вентилятора РОВ2.МС;
27 – электродвигатель стеклоочистителя 35.5205;
32 – регулятор напряжения 42.3702 или 206-3702 или 207.3702;
39 и 86 — боковые средние маркерные фонари 43.3731;
46 – кнопочный термобиметаллический предохранитель на 20 А129.3722;
57, 110 и 113—соединительные панели;
61 – реле включения свечи электрофакельного устройства 111.3747 или 90.3747, или 851.3747;
65 – термореле электрофакельного устройства 12.3741;
69 — сигнализатор состояния генераторной установки;
74 – сигнализатор падения давления масла 2202.3803-23;
79 – сигнализатор резервного остатка топлива 2202.3803-19;
85 – дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 11.3704;
90 – блок управления электрокорректора БУК021;
94 – переключатель стеклоочистителя 9912.3709;
98 – выключатель противотуманного заднего фонаря 3832.3710- 02.04;
103 – фонарь кабины ПК142;
107 и 120 — боковые задние маркерные фонари 43.3731;
112 – фонари освещения номерного знака ФП134;
2 – фары головного света 6002/6012.3711 или 68/681.3711;
6 и 14- боковые передние маркерные фонари 43.3731;
10 -датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100-В или 2442.38.28 или ТМ100В-01 или ТМ100В-К;
16 – датчик указателя давления масла 18.3829 или ММ355;
20 – электродвигатель 11.5208 стеклоомывателя;
24 – электродвигатель отопителя кабины МЭ272-Б;
28 – пусковой контактор стартера 59.3747;
33 -стартер 20.3708 или СТ142Н;
40 – прерыватель РС950С указателей поворота;
48 – кнопочный термобиметаллический предохранитель на 30 А 291.3722;
58 – реле автоматического отключения стартера 111.3747-10 или 90.3747-22 или 853.3747;
62 – реле противотуманных фар и заднего противотуманного фонаря 111.3747, или 90.3747, или 851.3747;
66 – прерыватель сигнализатора стояночного тормоза РС492;
70 – комбинация приборов 36.3801;
75 – сигнализатор включения электрофакельного устройства 2202.3803-17;
80 – зуммер неисправности тормозной системы 733.3747-01;
87 – спидометр 48.3802;
91 – электронный блок управления стеклоочистителем и омывателем 92.3761 (устанавливается на автобус);
95 – выключатель 20.3704 приборов и стартера;
99 – выключатель нагревательных элементов зеркал заднего вида 3802.3710-02.23;
108 и 118 – задние габаритные фонари 35.3731;
3 – электропривод корректора фар ЭПКО22;
7 и 15 – фонари бокового указателя поворота 5702.3726;
11 — электромагнит отключения подачи топлива;
17- датчик сигнализатора засорения воздушного фильтра 13.3839;
21 и 34 – подкапотные лампы ПД308-А;
25 – передние контурные фонари 36.3731;
29 – выключатели сигналов торможения передних и задних тормозов 2802.3829 или 3402.3829;
35,37,53,54,55,56,71,77, 102 и 119 — соединительные клеммы;
41, 43, 44 45 и 47 – кнопочные термобиметаллические предохранители на 10 А 292.3702;
49 и 50 – блоки термобиметаллических кнопочных предохранителей 13.3722-01 на 7,5 Ах2; 51, 82 и 183 – плавкие предохранители соответственно 2 А ПР118Б-01, 6 А ПРII9-01 и 10АПР119Б-01;
59 – реле управления стеклоочистителем 111.3747 или 90.3747;
63 – реле сигналов торможения 111.3747, или 90.3747, или 851.3747;
67 – переключатель отопителя кабины 11147-04.11;
72 – сигнализатор засорения воздушного фильтра 2202.3803-20;
76 – блок контрольных сигнализаторов тормозной системы 2302.3803-21;
81 – выключатель аварийной световой сигнализации 24.3710;
88 – сигнализатор дальнего света фар;
92 – розетка переносной лампы 47К-0;
96 – выключатель электрофакельного устройства 11.3704-01;
100 – аккумуляторные батареи 6СТ-11ОАЗ;
104 – выключатель фонаря заднего хода В3Х-1 или ВК403 или 5217.3710 или В12.3710;
105 – дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 1312.3737;
109 и 114— соответственно левый и правый задние фонари 1711.3716 или 1102.3736;
115 -датчик сигнализатора включения стояночного тормоза ММI 24д или 2702.3829;
116 – выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов заднего моста;
121 — реле противоугонного устройства 111.3747, или 90.3747, или 851.3747
4 – противотуманные фары ФГ 152-АБ;
8 — выключатель противоугонного устройства 2802.3829 или 3402.3829;
12 – свеча электрофакельного устройства ЭФП-8101500;
18 -датчик сигнализатора аварийного давления масла 2602.3829 или В10.3829 или 3202.3829 или ДЕ-М;
22 и 38 – нагреватели зеркал;
26 – трансформаторно-выпрямительный блок 1212.3759 или 3797.001;
30 и 31 – датчики падения давления воздуха в контуре передних и задних тормозов 2702.3829;
36 – выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов передней оси;
42 – кнопочный термобиметаллический предохранитель на 15 А293.3702;
52 — электронный блок сигнализатора уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя СКУ1.МС;
60 – реле отключения обмотки возбуждения генератора 111.3747 или 90.3747;
64 – реле отопителя 111.3747, или 90.3747, или 851.3747;
68 – выключатель противотуманных фар 3802.3710-02.03 (при их установке);
73 – сигнализатор критического уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя;
78 – сигнализатор указателей поворота 2202.3803-07;
84 – переключатель габаритных огней и фар головного света П147-07.04;
89 – тахометр 2541.3813;
93 – комбинированный переключатель света 1112.3769;
97 – переменный резистор ВК41 6-Б-01;
101 — плафон кабины 111.3714 или 0026.02.3714;
106 — датчик температуры электролита;
111 – розетка переносной лампы ПС400;
117 – датчик указателя уровня топлива 5302.3827;
Примечание. Цифры на проводах обозначают номера позиций агрегатов, к которым они подсоединены через жгут проводов