Автоматическое сцепление английской фирмы «Automotive Products» (АР) позволяет использовать только две педали управления автомобилем с механической коробкой передач. Эта конструкция основана на старой концепции, возрожденной с помощью электроники. Идея простая: сцепление отключается, как только водитель берется за рычаг переключения передач, и включается снова, когда осуществлен переход на очередную ступень.
Вариатор (обиходное название – вариаторная коробка передач) является бесступенчатой коробкой передач, т.е. обеспечивает в заданном диапазоне плавное изменение передаточного числа. Основное преимущества вариатора по сравнению с другими коробками заключается в эффективном использовании мощности двигателя за счет оптимального согласования нагрузки на автомобиль с оборотами коленчатого вала, тем самым достигается .
Автоматическая коробка передач (сокращенное название АКПП, обиходное название – коробка-автомат) является самым распространенным устройством изменения крутящего момента, применяемым в автоматической трансмиссии автомобиля. Традиционно автоматической называют гидромеханическую коробку передач. Автоматическая коробка передач имеет следующее устройство:
-механическая коробка передач;
-насос рабочей жидкости;
-система охлаждения рабочей жидкости;
На коробках-автоматах, устанавливаемых .
Одна из наиболее актуальных проблем современного автомобилестроения – упрощение и облегчение управления автомобилем не может быть решена без автоматизации управления трансмиссией. Как показывает более чем 50-летний опыт создания автоматических трансмиссий, их совершенствование идет по двум направлениям: автоматизация управления механическими трансмиссиями, состоящими из ступенчатой коробки передач и фрикционного сцепления (т.е. такими трансмиссиями, которыми оборудуется подавляющее большинство выпускаемых автомобилей), и оснащение автомобилей автоматическими специализированными трансмиссиями, обеспечивающими наиболее удобное, простое и легкое управление, высокую комфортабельность автомобиля.
По уровню автоматизации управления трансмиссии могут быть разделены на полуавтоматические, которые автоматизируют управление не целиком всей трансмиссией, а только отдельными ее узлами (например, сцеплением), и автоматические, управляемые без участия водителя.
Электронная система управления коробкой передач (EGS)
Управление АКПП осуществляется с помощью модуля ”Мехатроник”. Мехатроник ‐ это комбинация гидравлического узла и электронного модуля. Гидравлический модуль является стабилизатором напряжения системы управления коробкой передач.
Электронный блок содержит блок EGS (электронный ЭБУ коробкой передач), датчики и внутренние электрические соединения).
Описание функционирования
Электронная система управления коробкой передач обрабатывает сигналы, поступающие от коробки передач, двигателя и автомобиля. На основании входных параметров и записанных данных управление рассчитывает правильную передачу, оптимальную для выбора передачи подачу давления, а также соответствие величин гидравлического давления передаваемому крутящему моменту.
Входные параметры передаются по шине PT‐CAN. Входными параметрами являются, например, задаваемое водителем значение (положение рычага селектора переключателем выбора передач), обороты двигателя, температура двигателя и продолжительность впрыска.
Задаваемое водителем значение резервно передается по шине PT-CAN и дополнительно по шине PT-CAN2.
Входные параметры для параметров коробки передач – частоте вращения первичного и выходного вала и температуре масла – поставляются датчиками электронного блока.
Электронная система управления коробкой передач активирует непосредственно клапаны гидравлического узла.
Обозначение | Пояснение | Обозначение | Пояснение |
---|---|---|---|
1 | Гидравлический узел | 2 | Электронный модуль |
3 | Разъем коробки передач | 4 | Датчик частоты вращения выходного вала коробки передач |
5 | Датчик температуры масла в коробке передач | 6 | Датчик для распознавания положения блокировки трансмиссии на стоянке |
7 | Датчик частоты вращения входного вала коробки передач |
Особые ситуации (функции в EGS)
Запоминание смены направления движения
-
Переключение водителем рычага селектора из положения
- При скорости движения менее 5 км/ч блок EGS реализует желание водителя.
- При скорости движения между 5 и 10 км/ч блок управления EGS включает положение
. На индикаторе положения отображается в соответствии с желанием водителя положение или . Задаваемое водителем значение сохраняется в памяти. Если в течение 1с скорость падает ниже 5 км/ч, блок EGS реализует задание водителя, то есть устанавливает положение D или R. Если скорость не падает, то остается включенным положение ”N” и на индикаторе загорается показание ”N”. - При скорости движения более 10 км/ч блок управления EGS включает положение
.
Запоминание блокировки трансмиссии на стоянке
-
Задаваемое водителем положение рычага селектора
- При скорости движения менее 2 км/ч блок управления EGS включает положение
.
- При скорости движения между 2 и 5 км/ч текущее положение рычага селектора не изменяется. Задаваемое водителем значение сохраняется в памяти. Если в течение 1 с скорость падает ниже 2 км/ч, блок EGS устанавливает рычаг селектора в положение
.
- При скорости движения более 5 км/ч желание водителя не принимается. Текущее положение рычага селектора не изменяется и высвечивается следующее сообщение автоматической диагностики: Положение P возможно только при стоящем автомобиле.
Период удержания положения
Если при скорости движения менее 2 км/ч и выключенном двигателе (ключ вставлен в замок зажигания) включено положение
.
Если во время периода удержания рычаг селектора переводится, то начинается новый отсчет 30-минутного периода удержания в положении
Структура и внутренние соединения
ЭБУ EGS подключен через разъем к бортовой сети.
ЭБУ EGS является абонентом шины PT-CAN и PT-CAN2.
Передний электронный модуль (FEM) подает питание на ЭБУ EGS от контакта 15 WUP.
Передний токораспределитель на стороне пассажира подает питание на ЭБУ EGS от контакта 30B.
Обозначение | Пояснение |
---|---|
1 | Электронная система управления коробкой передач (EGS) |
На рисунках вверху изображены только цепь подачи питания и соединение с шиной. Последняя версия распределения контактных штырей в разъеме приводится в электрических схемах в диагностической системе BMW ISTA (Integrated Service Technical Application) Щелчком на условном обозначении в электрической схеме активизируются закладки Место установки и Распределение контактных штырей.
Заданные значения
Пара. | Размер |
---|---|
Напряжение питания | 9–16 В |
Диапазон температур | от -40 до прим. 145 °C |
Указания по диагностике
Отказ узла
При нарушении связи с электронной системой управления коробкой передач необходимо выполнить стандартные проверки (глобальный тест-блок). При внутренней неисправности ЭБУ может наблюдаться следующее:
- Код неисправности записывается в электронной системе управления коробкой передач (EGS).
- Сообщение системы автоматической диагностики в комбинации приборов
Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.
Электронные системы управления коробкой передач, в которых применяются только гидравлика, вытесняются системами, в которых сочетаются элементы электроники и гидравлики (гидравлический привод сохраняется только применительно к фрикционам). При этом очевидны следующие преимущества; появляется возможность устанавливать несколько различных программ переключения передач, повышаются плавность включения передачи, гибкость и приспосабливаемое^ к различным типам автомобилей, появляется возможность применения упрощенных гидравлических цепей управления и механизмов свободного хода.
Измерительные преобразователи системы определяют нагрузку, положение рычага переключения передач, положение переключателя программ и режима, а также частоту вращения коленчатого вала двигателя и ведомого (вторичного) вала в коробке передач. Блок управления обрабатывает эти данные в соответствии с установленной программой и вырабатывает сигналы управления коробкой передач. Электродинамические преобразователи образуют связь между электронными и гидравлическими цепями, в то время как соленоидные клапаны приводят в действие фрикционные. Используются аналоговые и цифровые регуляторы давления.
Электронное управление коробкой передач включает в себя следующие элементы:
• рычаг переключения передач с позиционным переключением;
• переключатель программ;
• устройство принудительного включения пониженной передачи;
• датчик угла поворота дроссельной заслонки;
• датчик крутящего момента коленчатого вала двигателя;
• датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя;
• датчик частоты вращения ведомого вала коробки передач;
• регулятор давления;
• соленоидные клапаны;
• электронный блок управления;
• индикатор отказов;
• датчик уменьшения крутящего момента коленчатого вала двигателя регулированием зажигания;
• блок диагностики.