No Image

Эквалайзер что это такое

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

Ошибочно полагать, что приобретение качественных колонок и аудиосистемы заведомо гарантирует отличное звучание. Для настройки правильного звучания существует программа эквалайзер. В ОС Windows эквалайзер находится в настройках звука, для более точной работы можно скачать программу из интернета. Что такое эквалайзер?

Эквалайзер – специальный прибор или программа, которая позволяет отрегулировать тембр аудиосигнала, качество звука. Регулировка происходит путем изменения амплитуды частот аудиосингала. Проще говоря, это программа, позволяющая увеличивать и уменьшать громкость разных областей диапазона. Эквалайзер позволяет получить различные тембры звука при обработке.

Виды эквалайзеров

Существует 4 вида эквалайзеров, но все они по-большому счету выполняют одну и ту же задачу: меняют уровень громкости определенного диапазона.

Итак, виды эквалайзеров:

  • Графический;
  • Параграфический;
  • Параметрический;
  • Отсекающий.

Графический эквалайзер

Этот вид является одним из самых распространенных эквалайзеров. Он состоит из нескольких слайдеров, которые добавляют или уменьшают разные частотные диапазоны. Графический эквалайзер характеризуется фиксированной полосой частот.

Достоинством такого эквалайзера можно назвать простоту воздействия на определенный спектр. Он предоставляет возможность менять разные участки спектра одновременно в сторону увеличения и уменьшения.

Самым простым вариантом графического типа является трехполосный эквалайзер. В таком виде предоставляется возможность регулировки низких, высоких и средних частот. Это самый примитивный пример. Чем больше полос у эквалайзера, тем более гибкой стает настройка. Программа для ПК чаще включает в себя 5 полос, что позволяет работать со аудиоматериалом, не перегружаясь лишними функциями.

Параграфический эквалайзер

Параграфичекий эквалайзер иногда называют полу-параматрическим. Он поможет при необходимости получить более сложный график звуковых частот, в этом его отличие от графического.

Параметрический эквалайзер

Параметрический эквалайзер практически не встречается в стандартных программах для ПК, но при необходимости его легко скачать в интернете. Для полного понимания лучше скачать ее на русском языке. Параметрический эквалайзер дает возможность настроить ширину полос.

В этом виде эквалайзера отдельная полоса обладает установкой параметров, таких как: центральная частота, ширина полосы, величина подъема и завала. Иногда параметрический эквалайзер позволяет изменять тип фильтра для каждой отдельной полосы.

Параметрический эквалайзер позволяет с наибольшей точностью подобрать необходимую частоту и отрегулировать ее.

Отсекающий эквалайзер

Название данного вида напрямую связано с тем, как работает эквалайзер. Отсекающий эквалайзер позволяет отсечь высокие и низкие частоты, отсюда и название. Настроенный на низкие частоты фильтр будет отсекать только низкие, не трогая высокие.

Отсечение низких частот наиболее полезно при необходимости нейтрализовать низкочастотные шумы: шум поезда, проезжающих машин и прочие звуки улицы.

Отсечение высоких частот применяется для борьбы с шумами музыкальных инструментов.

Применение эквалайзера

Зачем нужен эквалайзер? Эквалайзер просто необходим в работе со звуком. Основным назначением является получение наиболее адекватного, правильного звучания. Исходный звук может быть искажен из-за особенностей колонок, акустической системы или из-за определенных параметров помещения.

Используя эквалайзер следует помнить, что изменение одной частоты может привести к изменению звучания в целом.

Эквалайзер (англ. equalize – "выравнивать", общее сокращение – "EQ"), темброблок – это устройство или компьютерная программа, которая позволяет увеличивать, либо уменьшать громкость отдельных зон частотного диапазона, выравнивать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала, то есть корректировать его (сигнала) амплитуду избирательно, в зависимости от частоты.

Рождённый в 30-х годах, эквалайзер является старейшей и наиболее часто используемой звукорежиссёрами обработкой звука. Сегодня на рынке хватает самых разных приборов для тембровой коррекции – от простого НЧ-ВЧ корректора 50-х до навороченного многополосного эквалайзера с совершенной параметрикой. В своей основе эквалайзер представляет собой несколько электронных фильтров, позволяющих изменять амплитудно-частотную характеристику звукового устройства. За последние пол века схемотехника эквалайзеров усовершенствовалась необычайно, стремясь удовлетворить от возросшие требования аудио индустрии.

Прежде всего эквалайзеры характеризуются количеством регулируемых по уровню частотных фильтров (полос). Изначально эквалайзеры использовались в соответствии с этим определением: во времена первых опытов звукозаписи, студии были оснащены низкокачественными микрофонами и громкоговорителями, которые искажали исходный материал, и эквалайзер применялся для его частотной коррекции. Однако на сегодняшний день эквалайзер – это мощное средство для получения разнообразных тембров звука.

Процесс обработки звукового сигнала посредством эквалайзера называется "эквализацией" (Equalization).

Эквалайзеры можно встретить как в бытовой, так и в профессиональной аудиотехнике. Эквалайзеры включены во многие компьютерные программы, связанные с воспроизведением и/или обработкой звука – различные аудио- и видеопроигрыватели, редакторы и т. д. Многие электромузыкальные инструменты, инструментальные комбоусилители и педали эффектов также оснащаются эквалайзерами, хоть и менее функциональными.

Эквалайзер – самый используемый прибор в аудиоиндустрии. Лишь понимая его суть, аудиоинженер может грамотно управлять им и получить тот результат, которого добивался. Ключ к пониманию сути тембровой коррекции – это понимание того, КАК добиться нужного тебе результата. Не менее важно знать особенности применяемых микрофонов или возможные проблемы, связанные с их размещением. Эквалайзер – это не панацея, он не умеет исправлять ошибки – он всего лишь помогает выделить тот сигнал, с которым вы будете работать дальше. Он значительно лучше справляется с задачей отсекания ненужного, чем с задачей выделить из сигнала что-то, в нём не существующее.

Читайте также:  Мягкая промывка радиатора охлаждения двигателя

Типы эквалайзеров

Существует два основных типа многополосных эквалайзеров: графический и параметрический. Графический эквалайзер имеет определённое количество регулируемых по уровню частотных полос, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня (одинаковый для всех полос). Как правило, крайние полосы (самая низкая и высокая) представляют собой фильтры "полочного" типа, а все остальные имеют "колоколообразную" характеристику. Графические эквалайзеры, применяемые в профессиональных областях, обычно имеют 15 или 31 полосу на канал, и нередко оснащаются анализаторами спектра для удобства корректировки.

Параметрический эквалайзер дает гораздо большие возможности корректировки частотной характеристики сигнала. Каждая его полоса имеет три основных регулируемых параметра:

– Центральная (или рабочая) частота в герцах (Гц);
– Добротность (ширина рабочей полосы вокруг центральной частоты, обозначается буквой "Q") – безразмерная величина;
– Уровень усиления или ослабления выбранной полосы в децибелах (дБ).

Таким образом, пользователь может гораздо точнее подобрать нужную частоту и более точно её отрегулировать. Аналоговые параметрические эквалайзеры встречаются довольно редко и имеют малое количество регулируемых частотных полос. Однако достижения в цифровой обработке звукового сигнала способствовали появлению цифровых параметрических эквалайзеров с практически неограниченным количеством регулируемых частотных полос. Очень часто параметрические эквалайзеры могут служить в качестве одного из блоков обработки цифровых акустических процессоров. Более того, в цифровых параметрических эквалайзерах нередко имеются дополнительные параметры полос, такие как: тип фильтра, характер кривой и т.д.

Существуют эквалайзеры смешанного типа, которые можно встретить в микшерных консолях, где, к примеру, низкие и высокие частоты регулируются по типу графического эквалайзера "полочного" типа, а между ними находятся две полу параметрические полосы (без регулировки добротности).

Также встречаются гибриды, называемые "параграфическими" – это эквалайзер графического типа с регулировкой добротности.

Принцип работы с эквалайзером и его применение

При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудиосигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление "ненужных" частот зачастую дает более качественный результат, нежели усиление "нужных". Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.

Эквалайзеры имеют широкий спектр применений. Основное их назначение сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала, частотная характеристика которого может искажаться из-за недостатков акустических систем, межблочных приборов обработки, параметров помещения и т. д.

Нередко эквалайзеры применяются в линиях сценических мониторов, основная проблема которых заключается в возникновении эффекта "обратной связи". В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансной частоты и её ослабления. Кроме того, с помощью эквалайзера можно ограничить частотный диапазон воспроизведения звука. Однако не все специалисты пользуются графическими эквалайзерами для устранения обратной связи, так как для этого существуют специальные приборы – цифровые автоматические подавители обратной связи, которые, по сути, представляют собой параметрический эквалайзер с автоматическим подбором резонансной частоты, а их фильтры имеют очень высокую добротность.

Многие музыканты при записи или выступлениях используют различные эквалайзеры для получения неповторимого звучания своих инструментов, а также особых эффектов, связанных с ярким выделением специфических частотных полос. Например, убрав с помощью эквалайзера все низкие и высокие частоты, оставив только средний диапазон, можно получить эффект "старого радиоприемника". Практически все диджеи во время сетов активно пользуются эквалайзерами на микшерских пультах, опять же для создания определённых эффектов.

Ещё одно фундаментальное применение эквалайзера – частотная коррекция звуковоспроизведения стационарных звукоусилительных систем в зависимости от акустических параметров помещения. На частотную характеристику звука влияет множество факторов: размеры и форма помещения, покрытие стен, количество зрителей в зале и многое другое – все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет ему выяснить, какие частоты "пропадают" в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию.

Читайте также:  Назначение и устройство тормозной системы

В студиях звукозаписи эквалайзеры в виде отдельных приборов применяются нечасто. Это связано с тем, что современные студии оснащаются оборудованием, которое практически не искажает частотную характеристику записываемого материала. Однако при цифровом сведении и мастеринге через программный эквалайзер "проходят" практически все треки, но, как правило, для того, чтобы убрать или ослабить ненужные частоты, которые могут помешать чистоте полученного микса. Особенно это касается голоса (вокала), который имеет довольно узкий частотный диапазон, а также некоторые недостатки, которые могут быть связаны с артикуляцией и манерой исполнения.

Музыкальные инструменты

Микширование инструментов – это настоящее искусство, и звукорежиссёру приходится не один раз обращаться к помощи эквалайзера, прежде чем он найдёт тот звук, который ему нужен. Многие инструменты имеют столь мощный и богатый звук, что его практически невозможно передать близко поставленным микрофоном. Вот здесь-то и приходит на помощь эквалайзер, основная цель которого – донести до нас этот звук в наиболее естественной его форме.

Прозрачность звука многих инструментов может быть существенно увеличена путём подчёркивания их гармоник. Наше ухо их слышит даже в самых низких звуках с, казалось бы, узким спектром. Барабаны – это один из таких инструментов, яркость звука которых можно существенно повысить путём простого уменьшения усиления в нижней части спектра, подчёркивая тем самым существующие в звуке гармоники. Вот несколько мыслей по поводу того, что именно некоторые из частот делают со звуком и что при этом чувствуют наши уши.

Бас гитара: Низы – 50 – 80 Гц, Атака – 700 Гц, Щелчок – 2,5 кГц
Бочка: Низы – 80 – 100 Гц, Пустота – 400 Гц, “Точка” (щелчок) – 3 – 5 кГц.
Рабочий: Жирность- 120 – 240 Гц, Удар – 900 Гц, Треск – 5 кГц, Щелчок – 10 кГц.
Альты: Полнота – 240 – 500 Гц, Атака – 5 кГц.
Том: Полнота – 80 – 120 Гц, Атака – 5 кГц
Хэт и тарелки: Звук – 200 Гц, Блеск – 8 – 10 кГц.
Электрогитара: Полнота – 240 – 500 Гц, Присутствие – 1,5 – 2,5 кГц, колонка 4?12: срезать 1 кГц.
Акустическая гитара: Полнота – 80 Гц, “тело” звука – 240 Гц, Презенс – 2 – 5 кГц.
Орган: Полнота – 80 Гц, “тело” звука – 240 Гц, Презенс – 2 – 5 кГц.
Рояль: Полнота – 80 Гц, Презенс – 2,5 – 5 кГц.
Медные духовые: Полнота – 120 – 240 Гц, Пронзительность – 5 кГц.
Голос: Полнота – 120 Гц, Гулкость – 240 Гц, Презенс – 5 кГц, Шипящие – 5 кГц, Воздух – 10 – 15 кГц.
Струнные: Полнота – 240 Гц, Скрип – 7 – 10 кГц.
Конга: Звон – 200 Гц, Хлопок – 5 кГц.

Тембровая коррекция вокала

Спектр голоса можно разделить на три основных полосы, соответствующих главным речевым компонентам – основе, гласным и согласным.
Область голосовой основы расположена на довольно ограниченном участке спектра – приблизительно между 125 и 250 герцами. Основа позволяет нам определить – кто именно говорит, и поэтому, правильная передача её является неотъемлемой часть качественного звука.

Проводящие наибольшую голосовую энергию гласные занимают полосу 350 до 2000 герц. Согласные же, расположенные на участке от 1500 до 4000 герц, обладают небольшой энергией, но зато являются основной составляющей разборчивости голоса.

К примеру, на участок от 63 до 500 герц приходится около 60% всей энергии голоса, но он всего лишь на 5 % влияет на разборчивость. Область 500 – 1000 герц обеспечивает 35% разборчивости, в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60% от разборчивости.

Из этой статьи Вы узнаете, что такое эквалайзер, для чего он нужен и какие существуют типы эквалайзеров.

Эквалайзер – это аналоговый или цифровой прибор, предназначенный для амплитудно-частотной коррекции сигнала. Он представляет собой устройство, состоящее из нескольких частотных фильтров. Это позволяет изменять уровень различных частотных диапазонов в зависимости от настройки фильтров.

Первый эквалайзер появился в 30-х годах XX века и использовался для коррекции звука в киноиндустрии. Инициатором использования этого прибора для улучшения звучания был Джон Волкман. Это устройство представляло собой блок, состоящий из двух ползунков, каждый из которых имел переключатель выбора частот. Назывался данный прибор EQ-251A. В дальнейшем эксперименты с использованием эквалайзеров продолжились, и в 1967 году был разработан прибор, состоящий из набора пассивных 1/3 октавных фильтров. Называлось данное устройство «Acousta Voice».

Читайте также:  Триада антенны официальный сайт

После этого изобретения эквалайзеры стали применяться повсеместно и их развитие продолжалось в геометрической прогрессии.

На данный момент в киноиндустрии и звукорежиссуре используется большое количество различных видов цифровых (программных) эквалайзеров, представляющих собой плагин или программу, которая устанавливается на компьютер и использует его ресурсы для обработки сигнала.

Процесс обработки сигнала эквалайзером называется эквализацией.

Параметры эквалайзера

К основным параметрам эквалайзера относятся:

Количество полос эквалайзера (количество используемых фильтров) – 4-х полосный эквалайзер; 10-и полосный эквалайзер и т.д.

Cutoff или Freq – частота среза фильтра или центральная частота (частота выбранного узла эквалайзера); единицы измерения – Герцы (Гц).

Добротность или резонанс (Q или Res)– ширина полосы пропускания (количество затрагиваемых частот вокруг центральной частоты); единицы измерения – условные единицы.

Уровень усиления / ослабления (Gain) – уровень, на который будет уменьшена или увеличена полоса частот вокруг центральной полосы; единицы измерения – децибелы (дБ).

Крутизна среза – наклон кривой среза частот при использовании обрезных или шельфовых типов фильтра; единица измерения – децибел на октаву (дБ/окт.).

Зачастую виртуальные эквалайзеры (VST плагины) имеют возможность изменения типа фильтра для каждого своего узла. Аналоговые эквалайзеры имеют фиксированные типы фильтров. Такие приборы обычно оснащаются несколькими колоколообразными (пиковыми) и двумя обрезными фильтрами (Low Pass и High Pass).

Более подробная информация о типах фильтров в статье «Что такое частотный фильтр?».

Типы эквалайзеров

По типу управления эквалайзеры делятся на графические и параметрические.

Графические эквалайзеры имеют несколько частотных фильтров с фиксированной центральной частотой и добротностью, а также с одинаковым для всех узлов максимальным уровнем ослабления / усиления. В настоящий момент этот тип эквалайзеров используется редко.

Графический эквалайзер Voxengo Overtone GEQ

Параметрические эквалайзеры имеют несколько частотных фильтров с возможность изменения центральной частоты и добротности каждого. Кроме того, современные модели виртуальных эквалайзеров обладают возможностью добавления неограниченного количества фильтров, тип которых можно изменять. Параметрические эквалайзеры завоевали популярность в кругу звукорежиссеров, продюсеров и музыкантов вследствие гибкости их настройки.

Параметрический эквалайзер Voxengo GlissEQ

Существует промежуточный тип эквалайзеров – параграфические эквалайзеры.

Это графический тип эквалайзеров с возможностью регулировки добротности.

По принципу работы эквалайзеры делятся на фазосдвигающие и линейнофазовые. Уже из названия понятно, что первые влияют на фазу сигнала, а вторые – нет. И фазосдвигающие и линейнофазовые эквалайзеры имеют свои достоинства и недостатки.

Достоинством линейнофазовых эквалайзеров является отсутствие сдвига фазы после обработки, а недостатком – значительно большая нагрузка на систему (в сравнении с фазосдвигающими эквалайзерами) и сглаживание атаки обрабатываемого сигнала.

Линейнофазовый эквалайзер LinEQ Broadband

Достоинством фазосдвигающих эквалайзеров является их легкость (в плане нагрузки) и то, что они не влияют на динамику сигнала (фаза атаки остаётся неизменной). Недостатком же этого типа эквалайзеров является их воздействие на фазу, что может повлечь за собой изменение баланса микса (в случае если эквалайзер используется при сведении на одной из дорожек микса).

Фазосдвигающий эквалайзер Waves Q10

Эквалайзеры применяются как в профессиональных целях – удаление частотных конфликтов; художественная обработка инструментов; коррекция АЧХ (в звукорежиссуре и кинопроизводстве), так и в бытовых. В этом случае эквалайзер используется на усмотрение слушателя (блок эквалайзера присутствует в музыкальных центрах, плеерах, мобильных устройствах и т.п.).

Основными задачами эквализации являются:

— Коррекция амплитудно-частотной характеристики сигнала вследствие искажений, вызванных недостатками аналоговых приборов записи или обработки, а также характеристиками помещения;

— Удаление «вредных» (ненужных) частот;

— Устранение резонансов вызванных различными факторами (наличие отражений от стен помещения, вибрация корпуса инструмента, неправильное расположение звукоснимателя при записи, неправильный синтез);

— Устранение частотных конфликтов (сведение инструментов в миксе);

Каждый звукорежиссер должен знать основные принципы эквализации, которых стоит придерживаться для получения качественного звука. Эти принципы я описал в статье «Принципы эквализации инструментов в электронной музыке».

На данный момент самыми популярными на мой взгляд VST эквалайзерами являются FabFilter Pro-Q2 и DMG Audio Equilibrium. Они очень гибкие и удобные в настройке, а также имеют массу различных функций.

DMG Audio Equilibrium

Эквалайзер является одним из самых важных и часто используемых приборов в продакшене и звукорежиссуре, и это понятно ведь именно эквалайзер может повлиять на баланс инструментов в миксе. При сведении эквалайзер используется практически на каждом канале микшера.

Ещё больше о том, что такое эквалайзер в статье «Эквалайзер – инструмент для сведения».

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector