No Image

Я вас услышала смысл

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

От автора: Моя любимая тема: личные границы и манипуляции в отношениях

Как фраза может стать источником конфликта


Эта фраза неизменно приводит в ярость тех, кому она адресована. На мой взгляд, мы перегружаем её смыслом, которым она изначально не была наделена.

Нам сказали «Я тебя услышал», а мы приходим в бешенство высшей пробы, с примесью бессилия, унижения и желания некрасиво крикнуть в ответ, как в анекдоте про «нервы полечить». Я работаю с этим в своих группах, когда мы разбираем манипуляции и агрессию, и могу немного реабилитировать для вас эту фразу. Давайте посмотрим, почему она воспринимается как конфликтоген, и как можно сделать так, чтобы она не привела к конфликту.

Кто произносит? Обычно тот, от кого что-то зависит. Обычно мужчина. Начальник, муж, бойфренд, отец, кто-то вышестоящий по иерархии.

Что слышит адресат? «Ты ничтожество, а я важный». «Что бы ты ни сказал, ничего не изменится». «Кроме как слышать, я ничего не собираюсь для тебя делать». «Отвяжись». «Оставь меня в покое со своими глупостями». «Того, что я тебя слышу, уже достаточно, чтобы ты был счастлив». «Ты удостоился, цени, говнюк».

Что на самом деле имеет в виду адресат? Чтобы это понять, надо знать, что ситуация, в которой эта фраза произносится, всегда одна и та же: ваш собеседник не готов к немедленному ответу.

В нашем обществе культурный код — промолчать на неудобный вопрос. В течение последних трех лет этот код меняется в сторону появления обратной связи даже в тех ситуациях, где она раньше отсутствовала. «Я тебя услышал» — новая полноценная обратная связь в тех случаях, где раньше молчали, при этом не включающая в себя немедленный результат коммуникации.

В каких случаях она произносится? Когда собеседник не имеет немедленного решения вашей проблемы. Не знает о своих точных планах и поэтому не готов включить туда вас. Знает о своих точных планах, но не готов включить туда вас. Знает о своих точных планах, готов включить туда вас, но ему нужно подумать, на каких условиях. Впервые (для него) слышит о какой-то проблеме, но не имеет пока вариантов ее решения.

Все эти ситуации объединяет только одно — время. Ваш собеседник произносит эту фразу только и тогда, когда ему требуется дополнительное время для ответа. Когда мы в группах то так, то этак вертим эту фразу, всегда приходим к выводу, что она немного недосказанная для русскоязычного уха. Конфликтогенная составляющая снимается дополнением «мне нужно время подумать». «Я тебя услышал, мне нужно время подумать» звучит мягче.

Травмироваться об это мы перестанем, когда уберем унизительную коннотацию из этой фразы и поместим туда непривычное для нас уважение. Давайте развернем это в полный рост:

«Я тебя услышал. Я сейчас очень занят, так, что не могу полноценно ответить на этот вопрос. Но мне важны отношения с тобой, и поэтому я приму во внимание все, что ты сказал, подумаю, — как с этим быть-как тебе помочь-как что-то изменить — и отвечу тебе позже»

Читайте также:  Автокорректор фар мазда 3 bk

«Я тебя услышал. Мне неприятно то, что ты мне говоришь. Я не готов ни защищаться, ни оправдываться, ни ссориться с тобой из-за этого. Я отвечу тебе позже, подумав».

«Я тебя услышал. Я не знаю, смогу ли я что-то для тебя сделать, я не хочу ничего обещать. Но ты достаточно важен для меня, и поэтому я не буду делать вид, что я тебя не слышу. Я тебя услышал и учту в дальнейшем».

Основной конфликтоген здесь не смысл фразы, а вертикаль в отношениях, которую она простраивает. Вертикаль зависимости, неравенства. По этой фразе можно проследить, как пугает нас любая ситуация, где очевидна наша зависимость от другого.

Почему так происходит? Потому что практически ни у кого из нас нет опыта безопасной зависимости, где важный и главный человек с уважением относится к нашим потребностям и принимает их во внимание. Считается с нами.

На мой взгляд, именно поэтому фраза «я тебя услышал» обременена таким негативным смыслом. Хотя в ее изначальной функции, она возможно, должна была делать наше общение более мягким, уважительным и дружелюбным. В итоге мы частенько обесцениваем честность собеседника, отвечая ему «да мне не надо, чтобы ты меня слышал! мне надо, чтобы ты мне помог!» Перевод: «мне не нравится, каким способом ты со мной считаешься. Считайся со мной другим способом!»

Лично я очень ценю такой ответ и всегда говорю «спасибо. Когда мне ждать твоего решения?» Хорошо, когда значимость для нас нашего собеседника нисколько не умаляет ощущение нашей собственной значимости для нас самих.

  • Не хотите курицу за 20 тыс. руб. к новогоднему столу? Именно такова цена легальной птицы
Трамп передал Путину сведения, которые помогли предотвратить теракты в Петербурге
«Перестаньте ждать «теплых деньков». Какие подарки от власти нужны бизнесу в 2020 г.
Стартап-конкурс Игоря Алтушкина открыл второй сезон. Победитель первого получил 2 млн

Это выражение приводит в ярость адресатов. Оно заставляет чувствовать себя подавленным. Услышавшего эту фразу сотрудника компании, как правило, сразу накрывает волна негодования.

«Я тебя услышал», — фраза-конфликтоген. Ее часто используют руководители в беседе со своими сотрудниками. Эффект от ее использования бывает двух видов: либо работник стыдливо замолкает, либо начинает выплескивать эмоции, что может привести к очень серьезным последствиям.

Психолог Юлия Рублева объяснила в блоге на портале Splash.com, что значение этой фразы очень сильно переоценено. Как правило, ее произносит тот, от кого что-то зависит. Обычно мужчина. Начальник или кто-то вышестоящий по иерархии.

Стоит руководителю произнести: «Я тебя услышал», сотруднику кажется, что ему сказали примерно следующе: «Ты ничтожество, а я важный», «Я не собираюсь ничего для тебя делать», «Того, что я тебя услышал, уже должно быть достаточно», «Я понял твою проблему, но решать ее не собираюсь».

На самом деле, произнося эту фразу, руководитель и не думает ставить сотрудника на место. Просто решить его проблему сию секунду не представляется для него возможным.

«В нашем обществе культурный код — промолчать на неудобный вопрос. В течение последних трех лет этот код меняется в сторону появления обратной связи даже в тех ситуациях, где она раньше отсутствовала. «Я тебя услышал» — новая полноценная обратная связь в тех случаях, где раньше молчали, при этом не включающая в себя немедленный результат коммуникации», — отмечает Юлия Рублева.

Выражение «Я тебя услышал» может означать:

· Собеседник не имеет немедленного решения вашей проблемы.

· Не знает о своих точных планах и поэтому не готов включить туда вас.

· Знает о своих точных планах, но не готов включить туда вас.

· Знает о своих точных планах, готов включить туда вас, но ему нужно подумать, на каких условиях.

· Впервые слышит о какой-то проблеме, но не имеет пока вариантов ее решения.

Все эти ситуации объединяет только одно — время. Руководитель произносит эту фразу тогда и только тогда, когда ему требуется дополнительное время для ответа. Конечно, чтобы избежать конфликта с подчиненным, ее следует убрать из лексикона и употребить в речи выражение-синоним, например: «мне нужно время подумать», даже «я тебя услышал, мне нужно время подумать» звучит мягче и не так агрессивно.

Сотрудник может перестать травмироваться об эту фразу, если сам уберет из ее значения негативные коннотации и начнет воспринимать ее по-другому.

«Основной конфликтоген здесь не смысл фразы, а вертикаль в отношениях, которую она простраивает. Вертикаль зависимости, неравенства. По этой фразе можно проследить, как пугает нас любая ситуация, где очевидна наша зависимость от другого», – говорит Юлия Рублева.

Стоит отметить, изначально эта фраза в общении сотрудника и руководителя появилась именно для сглаживания углов. Она должна была сделать общение более мягким и неконфликтным, но с течением времени ее значение значительно трансформировалось.

Войти

Я вас услышал, можете идти куда послали


Поспорила с одной женщиной. Она говорила с кем-то по телефону. Ей задавали вопросы по поводу кружка, который она ведет, она вежливо отвечала, но закончив разговор, возмутилась: «Что за люди! Зачем они мне звонят?». Оказывается, ей не понравилось, что собеседница сказала: «Я вас услышала». Моя знакомая считает эту форму очень невежливой и, по ее мнению, так говорят, когда хотят сказать: «Хватит болтать! Заткнись уже!» или хотят показать, что разговор окончен.

Я удивилась, потому что мне кажется, что так говорят, когда хотят подчеркнуть, что были внимательны к собеседнику и серьезно отнеслись к разговору. Т.е., например, один просит другого что-то сделать, а тот говорит: «Я вас услышал». Это означает, что он внимательно прислушался к просьбе, и постарается ее выполнить, если сможет». Или кто-то кого-то предостерегает в отношении чего-то, а предупрежденный говорит: «Я вас услышал». Это означает, что человек внял словам об опасности. Ну, и так далее.

Я так думала вот почему. Одно время со мной в кабинете сидела молодая коллега. Она усиленно строила образ деловой женщины. А ведь пришла к нам очень простенькой и замотанной – сразу после 2-х декретов.
Но потом она преобразилась. В построении образа ей помогали диета под руководством диетолога, хорошая стрижка и окраска волос, уколы красоты, тщательно подобранный гардероб, гаджеты и выражения типа «Я вас услышала». Она их повторяла в каждом телефонном разговоре.
В конце концов, эта молодая женщина нашла себе хорошо оплачиваемую работу и теперь выглядит еще лучше.
Своим постоянным «Я вас услышала» она хотела именно подчеркнуть свое внимание к собеседнику на другом конце провода, а вовсе не пожелание скорей заткнуться.

Выражение «Я вас услышал» пришло из английского – "Got it!" (буквально: «Понял!»). Это устоявшееся выражение, означающее что сказавший его понял что говорит собеседник но подчеркивает что выводы по сказанному он будет делать вне текущего обсуждения и полностью независимо от отношений между собеседниками.
Вместе с тем, – "Got it!" может означать и просто одобрение собеседника, сигнал, что его слушают. Ведь при разговоре по телефону во время длительного монолога одной из сторон необходимо подавать какие-то сигналы, что связь не прервалась. Если ты долго ничего не говоришь в ответ, то собеседник начинает беспокоиться и переспрашивает: «Ты меня слышишь?» – «Слышу, слышу».

У нас «Я тебя услышал» закрепилась среди молодых клерков. Моя молодая коллега просто подражала им, потому что ей казалось, что чем чаще она повторит заветную фразу, тем больше ей будут доверять.

Кстати, про клерков. Есть такой анекдот: Директор инструктирует нового сотрудника: У нас не принято посылать на х.. и вообще материться. Если вам что-то не нравится, мы используем выражение "я Вас услышал". Понятно? – Да, я Вас услышал.

Так что отчасти моя знакомая, которой кажется, что фразой «Я вас услышала» ее посылают, права.

Тем более, что так ей говорит директор из ее ДТ, когда она рассказывает ей о своих проблемах с учениками или с оборудованием. И многие жалуются, что руководители так говорят, когда хотят от них избавиться. Т.е., когда это говорит тот, от кого что-то зависит, это означает, что он понял, что нужно подчиненному, но сию минуту заниматься этим не собирается.

По-видимому, все же дело не в самом выражении, а в интонации, в ситуации, когда оно сказано, в том кем оно сказано и кому адресовано.

В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Лытдыбр)

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector