Договор купли продажи автомобиля через посредника

Большинство перекупщиков являются легальными продавцами, которые работают по своим наработанным схемам. Приобретая автомобиль, временный собственник заключает с прежним владельцем договор купли-продажи (ДКП). Продавец получает наличные деньги, оставляет копию паспорта и ставит подпись в ПТС. Какие схемы перепродажи автомобилей существуют? Как происходит процесс оформления ТС? Какой способ помогает перекупщику перепродать машину без вписывания своих данных в ПТС? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Самые известные схемы перекупа

Перекупщики с опытом обычно применяют несколько способов перепродаж при работе с первичным продавцом (автовладельцем). Для каждого конкретного случая существует свой метод взаимодействия с клиентом в зависимости от того, какая договоренность будет достигнута с человеком. Не всегда перекупщик раскрывает карты и признается в том, что он не является прямым покупателем транспортного средства. Широко известны 5 схем перепродаж, которыми пользуются такие посредники:

  • От прежнего владельца;
  • Через генеральную доверенность;
  • Посредством двух договоров купли-продажи;
  • Через комиссионный договор;
  • С оформлением на собственное имя.

Несомненный плюс для владельца авто состоит в том, что такая сделка очень быстро оформляется и деньги сразу же можно получить на руки, но сама стоимость транспортного средства при этом будет несколько занижена по сравнению с рыночной. Но для граждан, которые согласны продать машину перекупщику в такой сделке зачастую важна именно скорость продажи в силу каких-либо личных обстоятельств. При этом не всегда такие сделки осуществляются в рамках закона.

Перепродажа с данными прежнего владельца

Подобная схема является довольно простой и известной: по просьбе перекупщика прежний владелец передает ему свои данные, ПТС с наличием собственной подписи, незаполненный бланк договора КП и т.д. В процессе сделки в документах указываются все необходимые сведения, покупатель подписывает соглашение КП. Обычно факт перекупа не обнаруживается. При несогласии собственника оформить «серую» куплю-продажу заключается стандартная сделка. Потенциальный покупатель приобретает машину уже по другому договору КП с аналогичными сведениями, но с поддельной подписью прежнего хозяина. Процесс постановки ТС на учет в ГИБДД обычно производится без проблем. Если покупатель приобретает машину таким способом, то предъявить какие-либо претензии к прежнему владельцу невозможно.

Перепродажа по генеральной доверенности

Данная схема является уже устаревшей, но некоторые перекупщики пользуются ей время от времени. Так прежний собственник передает перекупщику генеральную доверенность с правом реализации транспортного средства, а тот, в свою очередь, может передоверить машину другому человеку в любое время. При этом продавец имеет право аннулировать документ, а в случае его гибели доверенность автоматически утрачивает свою силу. Именно поэтому такие сделки осуществляются на недорогие автомобили в самом нижнем ценовом сегменте рынка. Нельзя быть до конца уверенным при покупке автомобиля таким способом сколько получиться им пользоваться.

Два договора купли-продажи

Данный метод является наиболее сложным и применяется при работе с подозрительными клиентами. Между перекупщиком и прежним владельцем автомобиля заключается обычное соглашение КП, куда вносится имя первого участника сделки. Машина на учет не ставится, и новый хозяин перепродает ее, оформляя с покупателем от своего имени второй договор КП. Обязательным условием является договоренность перекупщика и первого продавца об отсутствии снятия транспортного средства с регистрации по окончании законных 10 дней. Согласно данной схеме приобретения автомобиля конечный покупатель обязан показать сотруднику ГИБДД при постановке на учет 2 документа КП: собственный и предоставленный перекупщиком.

Комиссионный договор

Подобная современная методика успешно применяется официально работающими перекупщиками, которые владеют собственными площадками продаж. Если речь идет о юридической организации, то возможно заключение договора-комиссии непосредственно с продавцом. В этом случае автомобиль за определенное вознаграждение выставляется на всеобщий обзор с целью продажи. Владелец сам может оформить сделку с потенциальным покупателем либо написать доверенность на агента, передав ему все обязанности и права. Также существует вариант единовременной выплаты: дилер выкупает у собственника автомобиль, помимо комиссионного соглашения получает финансовую расписку, доверенность на реализацию транспортного средства и дальнейшую сделку ведет без его участия.

Оформление на собственное имя

Этот способ полностью идентичен стандартной покупке автомобиля с непосредственным оформлением договора КП. Подобный вариант используется перекупщиком только в крайних ситуациях, когда иные способы не действуют. Обычно они стараются не переоформлять ТС на свое имя и не фигурировать в ПТС, ведь подобные действия повлекут незапланированные и дополнительные затраты. Зачастую перекупщики пользуются такой очевидной схемой, чтобы уберечь себя от подозрительных клиентов, чтобы на 100% быть уверенными в завершенности и законности сделки.

Заключение

Перепродажа автомобилей относится к естественным рыночным явлениям, призванным учитывать интересы конечных покупателей. Юридические «лазейки» в процессе перекупа призваны облегчить собственную работу перекупщиков. И если посредник не записывает транспортное средство на свое имя, это делается лишь с одной целью: ускорить процесс проведения сделки.

Договор комиссии используется при продаже и перепродаже авто с помощью посредника. Ряд автовладельцев и продавцов автомобилей считают этот способ наиболее удобным для всех участников сделки. Но перед началом оформления рекомендуется узнать об особенностях заполнения такого документа, а также о возможных рисках.

Что это такое?

Договор комиссии — это соглашение между владельцем транспортного средства и третьим лицом, готовым выступить в качестве продавца. Этот посредник берет на себя всю ответственность, связанную с продажей автомобиля. Он самостоятельно ищет покупателя, составляет соглашение купли-продажи, освобождая владельца от всех подобных хлопот. При этом продавец получает до 5-6% от выплаченных денежных средств. Комиссионные посредника оговариваются отдельно, и прописываются в договоре с владельцем авто.

Читайте также:  Двигатель пежо 408 дизель

Договор необходим, чтобы полностью прописать права и обязанности обеих сторон. В документе вписывается крайний срок, до которого необходимо продать транспортное средство, указывается минимальная цена и условия ее понижения (или повышения), процент посредника и условия расторжения соглашения. В качестве посредника обычно выступают юридические лица — с частными дилерами связываться не рекомендуется. Основная цель заключения соглашения — экономия времени и сил для владельца продаваемого авто.

Оформление соглашения

В законе не закрепляется форма договора комиссии, но имеется ряд рекомендаций по его составлению и заполнению. У каждой фирмы имеются готовые бланки соглашения. Но владельцам стоит проверить все пункты самостоятельно. При необходимости хозяин авто обязан потребовать внесения в договор комиссии дополнительных пунктов, или исправления уже имеющихся. В случае отказа имеет смысл поискать другого посредника. Желательно, чтобы подготовленный документ содержал следующую информацию:

  • название — «Договор комиссии», с номером соглашения;
  • дата и место подписания документа;
  • информация об участниках соглашения:
  • владелец авто указывает ФИО, адрес проживания, номер и серию паспорта;
  • продавцу даются его реквизиты: полное название организации, ее тип (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. п.), номер ИНН, кто отвечает за выполнение договора комиссии;
  • здесь же указывается — лицо, отдающее авто на продажу (владелец), именуется комитентом, а посредник — комиссионером;
  • описание договора комиссии:
    • комиссионер обязуется провести сделку от имени комитента;
    • все права и обязанности по ее совершению переносятся на комиссионера, но в договоре купли-продажи указываются реквизиты комитента;
    • необходимо уточнить, на каких условиях соглашение будет выполняться;
    • также даются условия его расторжения;
    • отдельно перечисляются обязанности сторон:
      • обязанности комитента:
        • в точности описать авто и указать имеющиеся недостатки;
        • доплатить комиссионеру определенный процент из дополнительной прибыли (дополнительная прибыль — сумма, полученная сверх указанной в соглашении стоимости);
        • оплатить указанную в документе сумму за выполнение договора комиссии по продаже авто. Рекомендуется уточнить — если расторжение было проведено по вине комитента, посредник получает комиссионные за сделку;
        • обязанности комиссионера:
          • добросовестно осмотреть и принять авто в том виде, в каком его передал комитент;
          • выполнить договор на условиях, выгодных для комитента и не противоречащих условиям соглашения и действующим законам;
          • не скрывать от комитента информацию о совершаемой сделке;
          • указываются права владельца и посредника. Владелец имеет право потребовать любую информацию о ходе сделки и расторгнуть договор в одностороннем порядке. Посредник может потребовать дополнительную оплату за совершение сделки на выгодных условиях. Еще он может затребовать комиссионные при расторжении договора, если расторжение произошло не по его вине;
          • дается описание предмета соглашения:
            • информация об авто (марка и модель, тип и объем двигателя, цвет, габариты и т. п.);
            • минимальная цена на транспортное средство;
            • условия повышения или понижения стоимости;
            • здесь же можно указать, где договор будет выполняться, и сколько времени уйдет на его выполнение;
            • после выполнения условий сделки стороны обязаны:
              • комиссионер должен передать полученную оплату комитенту в течение 3 календарных дней;
              • комитент, в свою очередь, обязуется принять плату, либо в письменной форме объяснить, почему его не устраивает полученная сумма. Если этого не было сделано в течение 5 календарных дней, договор считается исполненным;
              • информация об оплате налоговых сборов:
                • посредник платит налог только с комиссионных и дополнительной премии за выгодную реализацию авто;
                • владелец должен уплатить всю сумму налога за продажу и регистрацию сделки. Но это не касается тех, кто владел автомобилем в течение 3 и более лет. Они налогом с продаж не облагаются;
                • пункт о взаимных или односторонних претензиях. Стоит указать, что претензии предъявляются в письменном виде, с полным обоснованием. Необоснованные претензии и требования могут быть отклонены. Все споры могут быть решены в договорном порядке, либо решением суда;
                • договор комиссии заканчивается подписями сторон.
                • Комиссионное соглашение может быть дополнено рядом условий, описаний и ссылок (на другие документы, законодательные акты и т. п.). Если перед заключением договора комиссии проводился осмотр авто, рекомендуется закрепить это в письменном виде (в соответствующем акте). Стоит также составить акт приема-передачи документации (СТС, ПТС), и дать ссылку на него в основном соглашении.

                  Как продать автомобиль по договору комиссии?

                  У продажи авто по договору комиссии имеются свои особенности. Во-первых, сначала надо выбрать подходящего посредника. По закону им имеет право быть любая организация. Владельцам автомобилей стоит опасаться различных мошенников. Рекомендуется ознакомиться с отзывами о фирме или дилере (нельзя забывать о возможности фальсификации отзывов).

                  Далее надо снять автомобиль с учета в ГИБДД. По закону, эта процедура необязательна. Но она подтверждает факт, что машина не числится в угоне, не заложена и не находится под арестом. Затем составляется договор комиссии на продажу автомобиля. Перед подписанием необходимо ознакомиться со всеми пунктами в соглашении, поскольку подписанный документ будет действителен даже в том случае, если владельца не устраивают его условия.

                  При оформлении соглашения потребуются следующие документы:

                  • Свидетельство о регистрации авто (СТС) и техпаспорт (ПТС);
                  • Акт приема-передачи документов (здесь указываются упомянутые СТС и ПТС автомобиля);
                  • Акт осмотра автомобиля (в него вписывается информация об имеющихся повреждениях и неполадках автомобиля, его пробег и общее состояние);
                  Читайте также:  Ижорский гараж инструкция по сборке

                  Лучше не связываться с посредником, требующим подготовления договора купли-продажи. Он может быть использован для продажи авто и получения прибыли в обход владельца. После оформления необходимых документов и подписания договора комиссии, от владельца более ничего не зависит. Теперь вся ответственность за проведение сделки лежит на плечах посредника.

                  Преимущества и недостатки продажи авто по договору комиссии

                  У договора комиссии имеется ряд достоинств и недостатков. Прибегать к нему стоит с умом, оценив возможные риски и преимущества. Среди достоинств метода следует отметить:

                  • простота продажи, по сравнению с самостоятельными поисками покупателя и заключением договора с ним;
                  • возможность получения большей прибыли. Опытный дилер сможет продать авто за высокую цену. Владелец получит большую сумму даже с учетом комиссионных;
                  • для потенциального покупателя упрощается процедура выбора и покупки авто. Это же касается оформления документов и заключения договора с продавцом.

                  Имеются у договора комиссии и свои недостатки. Среди рисков продавца стоит отметить:

                  • риски, связанные с недобросовестными посредниками. С договорами комиссии связаны определенные типы мошенничества. При этом (для владельца) сложно вернуть авто или деньги за него. Поэтому заключать договор комиссии можно только с известным и надежным посредником;
                  • дополнительные траты — гонорар комиссионера и снятие авто с учета. При этом их не всегда удается покрыть.

                  Существуют риски и для потенциального покупателя. Самые распространенные — нарушение посредником договоренностей с владельцем авто. В этом случае владелец может потребовать отмены сделки. И покупателю придется самостоятельно добиваться возврата потраченных денежных средств. Хуже всего, если договор комиссии был заключен обманным путем, и владелец не собирался продавать авто (например, его подпись на соглашении — подделка). В этом случае покупателя могут обвинить в мошенничестве как соучастника.

                  За годы работы наслышан о множестве печальных историй, связанных с приобретением ретро автомобилей и последующими проблемами у несчастных владельцев.
                  Сегодня постараюсь для Вас, уважаемые читатели, свести воедино накопленный мною опыт в общих и правовых вопросах. Все, что здесь написано — это мое личное и зачастую ошибочное мнение, которое я ни в коем случае никому не хочу навязывать. Естественно, эта статья не не сможет охватить всех возможных ситуаций, но, надеюсь, поможет минимизировать риски, связанные с покупкой и оформлением классических и ретро автомобилей. Большинство правовых вопросов имеют общие решения для классических и обычных автомобилей, но есть и свои нюансы, постараюсь их отразить.

                  Покупка ретро автомобилей в России

                  Приобретение у посредников/перекупщиков/автосалонов

                  Есть несколько типичных ошибок, которые совершают покупатели в таких ситуациях:

                  1) Посредник дает вам ПТС и договор купли-продажи (ДКП), в которых расписывается за продавца подписью этого владельца (т.е. не своей). При возникновении юридической коллизии предыдущий собственник Вам ничего не продавал и никакой ответственности не несет. Рискуете остаться без денег и без машины.

                  2) Посредник передает вам ПТС и ДКП с уже заранее поставленными подписями прежнего собственника. Разумеется, проконтролировать чистоту сделки выгодоприобретатель не может и, соответственно, также не застрахован от будущих возможных проблем. Риски аналогичные.

                  3) Посредник действует по нотариально удостоверенной доверенности и расписывается в документах сам как представитель продавца. Из всевозможных вариантов приобретения транспортных средств через посредников эта наиболее корректная. Однако, такая схема также не дает юридических гарантий покупателю, поскольку доверенность может быть поддельной. И тогда, в случае проблем с таким приобретаемым транспортным средством покупатель также юридически не защищен. Он потеряет и автомобиль и деньги.

                  4) Приобретение через автосалоны (агентские договоры, договоры комиссии, комиссионные магазины и т.п.)
                  Здесь несколько основных подводных камней.
                  а) Как правило, салоны работают с реальными собственниками, но при покупке обязательно следует обратить внимание на то, с кем у салона заключен договор — опять же с собственником или перекупщиком.
                  Требуйте у менеджера салона договор между салоном и собственником. В случае совершения сделки требуйте передать вам заверенную копию такого договора.
                  б) Читайте внимательно условия договора. При необходимости обращайтесь к квалифицированному юристу.
                  Для наглядности приведу такой пример: сделки, совершенные по договору комиссии. По ним обязанным лицом перед вами будет комиссионер (автосалон), с которого в случае конфликта в 99% случаев ничего не получить назад.
                  в) Учитывайте сопутствующие риски приобретения классического автомобиля через салон — например, автосалон банкротится (последние резонансные примеры встречал буквально пару месяцев назад) и не передает уплаченные деньги прежнему собственнику. В итоге через суд у последнего собственника изымается автомобиль, а сам такой несчастный собственник просто не может уже получить деньги с обанкротившегося салона.

                  Итог:
                  На мой взгляд, при покупке автомобиля через посредников покупатель заведомо попадает в невыгодное положение, т.к. в случае возникновения каких-либо сложностей, самого посредника (физическое или юридическое лицо) еще надо найти и взыскать с него уплаченные деньги. Что в общем порядке отнимает не только определенное время и ресурсы, но и нередко вообще невозможно (местонахождение физ лица не определено, а юридическое лицо обанкротилось и отвечает своим уставным капиталом в 10.000 рублей).

                  Риски, которые необходимо учитывать при покупке классического или ретро автомобиля.

                  1. Несоответствие стоимости ретро автомобиля в договоре и реальной цены машины. Стоит ли говорить, что в случае возникновения любой конфликтной ситуации, участники сделки вернутся к исходной позиции, с той лишь разницей, что будет возвращена стоимость классического автомобиля по договору. К сожалению, встречал случаи, когда инициатором судебного разбирательства становился продавец, требуя признать сделку недействительной ввиду заключения на заведомо невыгодных условиях (под влиянием обмана, принуждения и т.д.).
                  Совет: указывайте в договоре реальную сумму сделки.

                  Читайте также:  Замена направляющих суппорта киа рио

                  2. Автомобиль числится в угоне в РФ или за ее пределами (угнанный за границей ретро автомобиль числится в розыске по линии Интерпола). Чаще всего автомобиль изымается, учет аннулируется.
                  Совет: проверяйте автомобиль на угон всеми доступными Вам способами.

                  3. Транспортное средство может оказаться предметом залога. В таком случае на него будет обращено взыскание в пользу залогодержателя и Вы потеряете этот автомобиль.
                  Совет:
                  В договоре купли-продажи обязательно должно быть указано, что транспортное средство не является предметом залога и не находится ни под каким иным обременением.
                  Реестр уведомлений о залоге движимого имущества доступен по этой ссылке:
                  www.reestr-zalogov.ru/
                  Т.к. у ретро автомобилей зачастую нет VINa поиск следует проводить через форму данных о собственнике.

                  4. Несоответствие номеров (рамы, кузова, двигателя) данным в документах. Сюда же могу отнести случаи "распилов", "двойников", "серых схем легализации" и др. варианты. В таком случае у покупателя также гарантированы проблемы с регистрацией ретро автомобиля и запретом допуска к дорожному движению.
                  Совет: Не верьте в чудеса. Дешевый сыр только в мышеловке. Не может классический американский автомобиль с официально оформленными документами, стоить меньше, чем отдельно взятая таможенная пошлина на мотор.
                  Ссылка на таможенный калькулятор:
                  www.tks.ru/auto/calc/
                  Скупой, как известно, платит дважды. А в нашей стране еще может и трижды…

                  5. Покупка автомобиля, оформленного как культурная ценность. Право собственности к Вам переходит с момента покупки, но получить номерные знаки нельзя и эксплуатация по дорогам общего пользования невозможна.

                  Совет: не верьте в рекламу разных фирм, которые обещают "узаконить" ваше авто, если оно окажется проблемным. Вы просто будете кормить жуликов при том, что в будущем последствия криминальности автомобиля останутся теми же. То есть все тот же риск аннулирования регистрации и проблемы с последующей продажей такого авто.

                  6. Естественный износ. Не так важны цифры пробега на щитке приборов и количество собственников по ПТС, как состояние мотора, кузова и ходовой части. В большинстве случаев наивно полагать, что у ретро автомобиля за 30-40-50 и более лет жизни был единственный собственник в ПТС и пробег ровно 99.000 км, а также отсутствуют ДТП и краска исключительно родная. Подробнее об особенностях технической инспекции машины подготовлена отдельная статья (доступна здесь).

                  Покупка ретро автомобиля за границей

                  1. Нужно ли говорить, что покупка любого автомобиля, не говоря уже о олдтаймерах, "по фотографии через интернет" без осмотра, без дефектовки может привести к печальным последствиям: когда автомобиль на фото производит ощущение "конфетки", а в реальности создается противоположное мнение? К сожалению, эта печальная практика достаточно распространенная. Увы, ежегодно в своей практике сталкиваюсь с последствиями некачественной или не квалифицированной реставрации. Особенно часто это относится к ретро машинам, ввезенным из Америки или Прибалтики. Масса примеров есть и на сайте драйв2.

                  Помните:
                  — стоимость реставрации и приведения в порядок классического европейского или американского ретро автомобиля может превышать суммарные затраты на его покупку и таможенные платежи.
                  — покупка не оригинального коллекционного автомобиля сведет на нет все затраты.
                  Совет:
                  Если в силу разумных причин Вы не можете провести осмотр машины сами, доверьте процесс выбора и осмотра квалифицированным специалистам.

                  2. Ретро машины из стран таможенного союза.
                  С началом функционирования Таможенного союза (ТС) изменился порядок оформления личного автотранспорта, перемещаемого на территории России, Белоруссии и Казахстана, Армении, Киргизии.
                  Для ретро автомобилей послабления НЕ действуют., беспошлинный ввоз НЕ возможен.
                  Искл. — временный ввоз для личного пользования

                  3. Ввоз без уплаты таможенных пошлин, без ПТС
                  Согласно пункту 5 статьи 282 Таможенного Кодекса Российской Федерации, "в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей". Другими словами, если автомобиль является культурной ценностью (далее — КЦ), его можно ввезти в Россию без уплаты таможенных пошлин. Раньше были требования по возрасту не менее 50 лет, сейчас планку изменили ( в сторону повышения) . Уважаемые форумчане, если у кого-то есть ссылка на нормативно-правовой акт — поделитесь, пожалуйста.

                  Совет: не верьте в рекламу разных фирм, которые обещают "решить вопрос оформления" вашего автомобиля, без уплаты таможенных пошлин. Ответственность предусмотрена вплоть до уголовной (УК статья 188,194) + аннулированием регистрации.

                  Ни в коем случае не хочу создать у Вас впечатление, что покупать классический автомобиль опасно и сложно. Правильно подобранный олдтаймер подарит Вам массу положительных эмоций, а коллекционный автомобиль — еще и выгодное вложение денег. Исключить риски при покупке ретро машины сложно, но можно свести их к минимуму.

                  1. Выбрав модель ретро автомобиля, изучите информацию о ней. (Литература, каталоги, где находятся шильды и таблички, какая должна быть маркировка и пр.)

                  2. При покупке олдтаймера проведите диагностику дорогостоящих узлов: кузова, силового агрегата, подвески, кабриолетного механизма. Потраченные деньги окупятся либо во время предметного торга либо при последующей эксплуатации.

                  3. Если машина покупается не у знакомых людей, проведите юридическую экспертизу — сегодня есть фирмы, предлагающие подобные услуги.

                  Оцените статью
                  Добавить комментарий

                  Договор купли продажи автомобиля через посредника

                  Большинство перекупщиков являются легальными продавцами, которые работают по своим наработанным схемам. Приобретая автомобиль, временный собственник заключает с прежним владельцем договор купли-продажи (ДКП). Продавец получает наличные деньги, оставляет копию паспорта и ставит подпись в ПТС. Какие схемы перепродажи автомобилей существуют? Как происходит процесс оформления ТС? Какой способ помогает перекупщику перепродать машину без вписывания своих данных в ПТС? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

                  Самые известные схемы перекупа

                  Перекупщики с опытом обычно применяют несколько способов перепродаж при работе с первичным продавцом (автовладельцем). Для каждого конкретного случая существует свой метод взаимодействия с клиентом в зависимости от того, какая договоренность будет достигнута с человеком. Не всегда перекупщик раскрывает карты и признается в том, что он не является прямым покупателем транспортного средства. Широко известны 5 схем перепродаж, которыми пользуются такие посредники:

                  • От прежнего владельца;
                  • Через генеральную доверенность;
                  • Посредством двух договоров купли-продажи;
                  • Через комиссионный договор;
                  • С оформлением на собственное имя.

                  Несомненный плюс для владельца авто состоит в том, что такая сделка очень быстро оформляется и деньги сразу же можно получить на руки, но сама стоимость транспортного средства при этом будет несколько занижена по сравнению с рыночной. Но для граждан, которые согласны продать машину перекупщику в такой сделке зачастую важна именно скорость продажи в силу каких-либо личных обстоятельств. При этом не всегда такие сделки осуществляются в рамках закона.

                  Перепродажа с данными прежнего владельца

                  Подобная схема является довольно простой и известной: по просьбе перекупщика прежний владелец передает ему свои данные, ПТС с наличием собственной подписи, незаполненный бланк договора КП и т.д. В процессе сделки в документах указываются все необходимые сведения, покупатель подписывает соглашение КП. Обычно факт перекупа не обнаруживается. При несогласии собственника оформить «серую» куплю-продажу заключается стандартная сделка. Потенциальный покупатель приобретает машину уже по другому договору КП с аналогичными сведениями, но с поддельной подписью прежнего хозяина. Процесс постановки ТС на учет в ГИБДД обычно производится без проблем. Если покупатель приобретает машину таким способом, то предъявить какие-либо претензии к прежнему владельцу невозможно.

                  Перепродажа по генеральной доверенности

                  Данная схема является уже устаревшей, но некоторые перекупщики пользуются ей время от времени. Так прежний собственник передает перекупщику генеральную доверенность с правом реализации транспортного средства, а тот, в свою очередь, может передоверить машину другому человеку в любое время. При этом продавец имеет право аннулировать документ, а в случае его гибели доверенность автоматически утрачивает свою силу. Именно поэтому такие сделки осуществляются на недорогие автомобили в самом нижнем ценовом сегменте рынка. Нельзя быть до конца уверенным при покупке автомобиля таким способом сколько получиться им пользоваться.

                  Два договора купли-продажи

                  Данный метод является наиболее сложным и применяется при работе с подозрительными клиентами. Между перекупщиком и прежним владельцем автомобиля заключается обычное соглашение КП, куда вносится имя первого участника сделки. Машина на учет не ставится, и новый хозяин перепродает ее, оформляя с покупателем от своего имени второй договор КП. Обязательным условием является договоренность перекупщика и первого продавца об отсутствии снятия транспортного средства с регистрации по окончании законных 10 дней. Согласно данной схеме приобретения автомобиля конечный покупатель обязан показать сотруднику ГИБДД при постановке на учет 2 документа КП: собственный и предоставленный перекупщиком.

                  Комиссионный договор

                  Подобная современная методика успешно применяется официально работающими перекупщиками, которые владеют собственными площадками продаж. Если речь идет о юридической организации, то возможно заключение договора-комиссии непосредственно с продавцом. В этом случае автомобиль за определенное вознаграждение выставляется на всеобщий обзор с целью продажи. Владелец сам может оформить сделку с потенциальным покупателем либо написать доверенность на агента, передав ему все обязанности и права. Также существует вариант единовременной выплаты: дилер выкупает у собственника автомобиль, помимо комиссионного соглашения получает финансовую расписку, доверенность на реализацию транспортного средства и дальнейшую сделку ведет без его участия.

                  Оформление на собственное имя

                  Этот способ полностью идентичен стандартной покупке автомобиля с непосредственным оформлением договора КП. Подобный вариант используется перекупщиком только в крайних ситуациях, когда иные способы не действуют. Обычно они стараются не переоформлять ТС на свое имя и не фигурировать в ПТС, ведь подобные действия повлекут незапланированные и дополнительные затраты. Зачастую перекупщики пользуются такой очевидной схемой, чтобы уберечь себя от подозрительных клиентов, чтобы на 100% быть уверенными в завершенности и законности сделки.

                  Заключение

                  Перепродажа автомобилей относится к естественным рыночным явлениям, призванным учитывать интересы конечных покупателей. Юридические «лазейки» в процессе перекупа призваны облегчить собственную работу перекупщиков. И если посредник не записывает транспортное средство на свое имя, это делается лишь с одной целью: ускорить процесс проведения сделки.

                  Договор комиссии используется при продаже и перепродаже авто с помощью посредника. Ряд автовладельцев и продавцов автомобилей считают этот способ наиболее удобным для всех участников сделки. Но перед началом оформления рекомендуется узнать об особенностях заполнения такого документа, а также о возможных рисках.

                  Что это такое?

                  Договор комиссии — это соглашение между владельцем транспортного средства и третьим лицом, готовым выступить в качестве продавца. Этот посредник берет на себя всю ответственность, связанную с продажей автомобиля. Он самостоятельно ищет покупателя, составляет соглашение купли-продажи, освобождая владельца от всех подобных хлопот. При этом продавец получает до 5-6% от выплаченных денежных средств. Комиссионные посредника оговариваются отдельно, и прописываются в договоре с владельцем авто.

                  Читайте также:  Замена шкворней зил 130

                  Договор необходим, чтобы полностью прописать права и обязанности обеих сторон. В документе вписывается крайний срок, до которого необходимо продать транспортное средство, указывается минимальная цена и условия ее понижения (или повышения), процент посредника и условия расторжения соглашения. В качестве посредника обычно выступают юридические лица — с частными дилерами связываться не рекомендуется. Основная цель заключения соглашения — экономия времени и сил для владельца продаваемого авто.

                  Оформление соглашения

                  В законе не закрепляется форма договора комиссии, но имеется ряд рекомендаций по его составлению и заполнению. У каждой фирмы имеются готовые бланки соглашения. Но владельцам стоит проверить все пункты самостоятельно. При необходимости хозяин авто обязан потребовать внесения в договор комиссии дополнительных пунктов, или исправления уже имеющихся. В случае отказа имеет смысл поискать другого посредника. Желательно, чтобы подготовленный документ содержал следующую информацию:

                  • название — «Договор комиссии», с номером соглашения;
                  • дата и место подписания документа;
                  • информация об участниках соглашения:
                  • владелец авто указывает ФИО, адрес проживания, номер и серию паспорта;
                  • продавцу даются его реквизиты: полное название организации, ее тип (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. п.), номер ИНН, кто отвечает за выполнение договора комиссии;
                  • здесь же указывается — лицо, отдающее авто на продажу (владелец), именуется комитентом, а посредник — комиссионером;
                • описание договора комиссии:
                  • комиссионер обязуется провести сделку от имени комитента;
                  • все права и обязанности по ее совершению переносятся на комиссионера, но в договоре купли-продажи указываются реквизиты комитента;
                  • необходимо уточнить, на каких условиях соглашение будет выполняться;
                  • также даются условия его расторжения;
                  • отдельно перечисляются обязанности сторон:
                    • обязанности комитента:
                      • в точности описать авто и указать имеющиеся недостатки;
                      • доплатить комиссионеру определенный процент из дополнительной прибыли (дополнительная прибыль — сумма, полученная сверх указанной в соглашении стоимости);
                      • оплатить указанную в документе сумму за выполнение договора комиссии по продаже авто. Рекомендуется уточнить — если расторжение было проведено по вине комитента, посредник получает комиссионные за сделку;
                      • обязанности комиссионера:
                        • добросовестно осмотреть и принять авто в том виде, в каком его передал комитент;
                        • выполнить договор на условиях, выгодных для комитента и не противоречащих условиям соглашения и действующим законам;
                        • не скрывать от комитента информацию о совершаемой сделке;
                        • указываются права владельца и посредника. Владелец имеет право потребовать любую информацию о ходе сделки и расторгнуть договор в одностороннем порядке. Посредник может потребовать дополнительную оплату за совершение сделки на выгодных условиях. Еще он может затребовать комиссионные при расторжении договора, если расторжение произошло не по его вине;
                        • дается описание предмета соглашения:
                          • информация об авто (марка и модель, тип и объем двигателя, цвет, габариты и т. п.);
                          • минимальная цена на транспортное средство;
                          • условия повышения или понижения стоимости;
                          • здесь же можно указать, где договор будет выполняться, и сколько времени уйдет на его выполнение;
                          • после выполнения условий сделки стороны обязаны:
                            • комиссионер должен передать полученную оплату комитенту в течение 3 календарных дней;
                            • комитент, в свою очередь, обязуется принять плату, либо в письменной форме объяснить, почему его не устраивает полученная сумма. Если этого не было сделано в течение 5 календарных дней, договор считается исполненным;
                            • информация об оплате налоговых сборов:
                              • посредник платит налог только с комиссионных и дополнительной премии за выгодную реализацию авто;
                              • владелец должен уплатить всю сумму налога за продажу и регистрацию сделки. Но это не касается тех, кто владел автомобилем в течение 3 и более лет. Они налогом с продаж не облагаются;
                              • пункт о взаимных или односторонних претензиях. Стоит указать, что претензии предъявляются в письменном виде, с полным обоснованием. Необоснованные претензии и требования могут быть отклонены. Все споры могут быть решены в договорном порядке, либо решением суда;
                              • договор комиссии заканчивается подписями сторон.
                              • Комиссионное соглашение может быть дополнено рядом условий, описаний и ссылок (на другие документы, законодательные акты и т. п.). Если перед заключением договора комиссии проводился осмотр авто, рекомендуется закрепить это в письменном виде (в соответствующем акте). Стоит также составить акт приема-передачи документации (СТС, ПТС), и дать ссылку на него в основном соглашении.

                                Как продать автомобиль по договору комиссии?

                                У продажи авто по договору комиссии имеются свои особенности. Во-первых, сначала надо выбрать подходящего посредника. По закону им имеет право быть любая организация. Владельцам автомобилей стоит опасаться различных мошенников. Рекомендуется ознакомиться с отзывами о фирме или дилере (нельзя забывать о возможности фальсификации отзывов).

                                Далее надо снять автомобиль с учета в ГИБДД. По закону, эта процедура необязательна. Но она подтверждает факт, что машина не числится в угоне, не заложена и не находится под арестом. Затем составляется договор комиссии на продажу автомобиля. Перед подписанием необходимо ознакомиться со всеми пунктами в соглашении, поскольку подписанный документ будет действителен даже в том случае, если владельца не устраивают его условия.

                                При оформлении соглашения потребуются следующие документы:

                                • Свидетельство о регистрации авто (СТС) и техпаспорт (ПТС);
                                • Акт приема-передачи документов (здесь указываются упомянутые СТС и ПТС автомобиля);
                                • Акт осмотра автомобиля (в него вписывается информация об имеющихся повреждениях и неполадках автомобиля, его пробег и общее состояние);
                                Читайте также:  Ижорский гараж инструкция по сборке

                                Лучше не связываться с посредником, требующим подготовления договора купли-продажи. Он может быть использован для продажи авто и получения прибыли в обход владельца. После оформления необходимых документов и подписания договора комиссии, от владельца более ничего не зависит. Теперь вся ответственность за проведение сделки лежит на плечах посредника.

                                Преимущества и недостатки продажи авто по договору комиссии

                                У договора комиссии имеется ряд достоинств и недостатков. Прибегать к нему стоит с умом, оценив возможные риски и преимущества. Среди достоинств метода следует отметить:

                                • простота продажи, по сравнению с самостоятельными поисками покупателя и заключением договора с ним;
                                • возможность получения большей прибыли. Опытный дилер сможет продать авто за высокую цену. Владелец получит большую сумму даже с учетом комиссионных;
                                • для потенциального покупателя упрощается процедура выбора и покупки авто. Это же касается оформления документов и заключения договора с продавцом.

                                Имеются у договора комиссии и свои недостатки. Среди рисков продавца стоит отметить:

                                • риски, связанные с недобросовестными посредниками. С договорами комиссии связаны определенные типы мошенничества. При этом (для владельца) сложно вернуть авто или деньги за него. Поэтому заключать договор комиссии можно только с известным и надежным посредником;
                                • дополнительные траты — гонорар комиссионера и снятие авто с учета. При этом их не всегда удается покрыть.

                                Существуют риски и для потенциального покупателя. Самые распространенные — нарушение посредником договоренностей с владельцем авто. В этом случае владелец может потребовать отмены сделки. И покупателю придется самостоятельно добиваться возврата потраченных денежных средств. Хуже всего, если договор комиссии был заключен обманным путем, и владелец не собирался продавать авто (например, его подпись на соглашении — подделка). В этом случае покупателя могут обвинить в мошенничестве как соучастника.

                                За годы работы наслышан о множестве печальных историй, связанных с приобретением ретро автомобилей и последующими проблемами у несчастных владельцев.
                                Сегодня постараюсь для Вас, уважаемые читатели, свести воедино накопленный мною опыт в общих и правовых вопросах. Все, что здесь написано — это мое личное и зачастую ошибочное мнение, которое я ни в коем случае никому не хочу навязывать. Естественно, эта статья не не сможет охватить всех возможных ситуаций, но, надеюсь, поможет минимизировать риски, связанные с покупкой и оформлением классических и ретро автомобилей. Большинство правовых вопросов имеют общие решения для классических и обычных автомобилей, но есть и свои нюансы, постараюсь их отразить.

                                Покупка ретро автомобилей в России

                                Приобретение у посредников/перекупщиков/автосалонов

                                Есть несколько типичных ошибок, которые совершают покупатели в таких ситуациях:

                                1) Посредник дает вам ПТС и договор купли-продажи (ДКП), в которых расписывается за продавца подписью этого владельца (т.е. не своей). При возникновении юридической коллизии предыдущий собственник Вам ничего не продавал и никакой ответственности не несет. Рискуете остаться без денег и без машины.

                                2) Посредник передает вам ПТС и ДКП с уже заранее поставленными подписями прежнего собственника. Разумеется, проконтролировать чистоту сделки выгодоприобретатель не может и, соответственно, также не застрахован от будущих возможных проблем. Риски аналогичные.

                                3) Посредник действует по нотариально удостоверенной доверенности и расписывается в документах сам как представитель продавца. Из всевозможных вариантов приобретения транспортных средств через посредников эта наиболее корректная. Однако, такая схема также не дает юридических гарантий покупателю, поскольку доверенность может быть поддельной. И тогда, в случае проблем с таким приобретаемым транспортным средством покупатель также юридически не защищен. Он потеряет и автомобиль и деньги.

                                4) Приобретение через автосалоны (агентские договоры, договоры комиссии, комиссионные магазины и т.п.)
                                Здесь несколько основных подводных камней.
                                а) Как правило, салоны работают с реальными собственниками, но при покупке обязательно следует обратить внимание на то, с кем у салона заключен договор — опять же с собственником или перекупщиком.
                                Требуйте у менеджера салона договор между салоном и собственником. В случае совершения сделки требуйте передать вам заверенную копию такого договора.
                                б) Читайте внимательно условия договора. При необходимости обращайтесь к квалифицированному юристу.
                                Для наглядности приведу такой пример: сделки, совершенные по договору комиссии. По ним обязанным лицом перед вами будет комиссионер (автосалон), с которого в случае конфликта в 99% случаев ничего не получить назад.
                                в) Учитывайте сопутствующие риски приобретения классического автомобиля через салон — например, автосалон банкротится (последние резонансные примеры встречал буквально пару месяцев назад) и не передает уплаченные деньги прежнему собственнику. В итоге через суд у последнего собственника изымается автомобиль, а сам такой несчастный собственник просто не может уже получить деньги с обанкротившегося салона.

                                Итог:
                                На мой взгляд, при покупке автомобиля через посредников покупатель заведомо попадает в невыгодное положение, т.к. в случае возникновения каких-либо сложностей, самого посредника (физическое или юридическое лицо) еще надо найти и взыскать с него уплаченные деньги. Что в общем порядке отнимает не только определенное время и ресурсы, но и нередко вообще невозможно (местонахождение физ лица не определено, а юридическое лицо обанкротилось и отвечает своим уставным капиталом в 10.000 рублей).

                                Риски, которые необходимо учитывать при покупке классического или ретро автомобиля.

                                1. Несоответствие стоимости ретро автомобиля в договоре и реальной цены машины. Стоит ли говорить, что в случае возникновения любой конфликтной ситуации, участники сделки вернутся к исходной позиции, с той лишь разницей, что будет возвращена стоимость классического автомобиля по договору. К сожалению, встречал случаи, когда инициатором судебного разбирательства становился продавец, требуя признать сделку недействительной ввиду заключения на заведомо невыгодных условиях (под влиянием обмана, принуждения и т.д.).
                                Совет: указывайте в договоре реальную сумму сделки.

                                Читайте также:  Почему продают лада веста уже через год

                                2. Автомобиль числится в угоне в РФ или за ее пределами (угнанный за границей ретро автомобиль числится в розыске по линии Интерпола). Чаще всего автомобиль изымается, учет аннулируется.
                                Совет: проверяйте автомобиль на угон всеми доступными Вам способами.

                                3. Транспортное средство может оказаться предметом залога. В таком случае на него будет обращено взыскание в пользу залогодержателя и Вы потеряете этот автомобиль.
                                Совет:
                                В договоре купли-продажи обязательно должно быть указано, что транспортное средство не является предметом залога и не находится ни под каким иным обременением.
                                Реестр уведомлений о залоге движимого имущества доступен по этой ссылке:
                                www.reestr-zalogov.ru/
                                Т.к. у ретро автомобилей зачастую нет VINa поиск следует проводить через форму данных о собственнике.

                                4. Несоответствие номеров (рамы, кузова, двигателя) данным в документах. Сюда же могу отнести случаи "распилов", "двойников", "серых схем легализации" и др. варианты. В таком случае у покупателя также гарантированы проблемы с регистрацией ретро автомобиля и запретом допуска к дорожному движению.
                                Совет: Не верьте в чудеса. Дешевый сыр только в мышеловке. Не может классический американский автомобиль с официально оформленными документами, стоить меньше, чем отдельно взятая таможенная пошлина на мотор.
                                Ссылка на таможенный калькулятор:
                                www.tks.ru/auto/calc/
                                Скупой, как известно, платит дважды. А в нашей стране еще может и трижды…

                                5. Покупка автомобиля, оформленного как культурная ценность. Право собственности к Вам переходит с момента покупки, но получить номерные знаки нельзя и эксплуатация по дорогам общего пользования невозможна.

                                Совет: не верьте в рекламу разных фирм, которые обещают "узаконить" ваше авто, если оно окажется проблемным. Вы просто будете кормить жуликов при том, что в будущем последствия криминальности автомобиля останутся теми же. То есть все тот же риск аннулирования регистрации и проблемы с последующей продажей такого авто.

                                6. Естественный износ. Не так важны цифры пробега на щитке приборов и количество собственников по ПТС, как состояние мотора, кузова и ходовой части. В большинстве случаев наивно полагать, что у ретро автомобиля за 30-40-50 и более лет жизни был единственный собственник в ПТС и пробег ровно 99.000 км, а также отсутствуют ДТП и краска исключительно родная. Подробнее об особенностях технической инспекции машины подготовлена отдельная статья (доступна здесь).

                                Покупка ретро автомобиля за границей

                                1. Нужно ли говорить, что покупка любого автомобиля, не говоря уже о олдтаймерах, "по фотографии через интернет" без осмотра, без дефектовки может привести к печальным последствиям: когда автомобиль на фото производит ощущение "конфетки", а в реальности создается противоположное мнение? К сожалению, эта печальная практика достаточно распространенная. Увы, ежегодно в своей практике сталкиваюсь с последствиями некачественной или не квалифицированной реставрации. Особенно часто это относится к ретро машинам, ввезенным из Америки или Прибалтики. Масса примеров есть и на сайте драйв2.

                                Помните:
                                — стоимость реставрации и приведения в порядок классического европейского или американского ретро автомобиля может превышать суммарные затраты на его покупку и таможенные платежи.
                                — покупка не оригинального коллекционного автомобиля сведет на нет все затраты.
                                Совет:
                                Если в силу разумных причин Вы не можете провести осмотр машины сами, доверьте процесс выбора и осмотра квалифицированным специалистам.

                                2. Ретро машины из стран таможенного союза.
                                С началом функционирования Таможенного союза (ТС) изменился порядок оформления личного автотранспорта, перемещаемого на территории России, Белоруссии и Казахстана, Армении, Киргизии.
                                Для ретро автомобилей послабления НЕ действуют., беспошлинный ввоз НЕ возможен.
                                Искл. — временный ввоз для личного пользования

                                3. Ввоз без уплаты таможенных пошлин, без ПТС
                                Согласно пункту 5 статьи 282 Таможенного Кодекса Российской Федерации, "в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей". Другими словами, если автомобиль является культурной ценностью (далее — КЦ), его можно ввезти в Россию без уплаты таможенных пошлин. Раньше были требования по возрасту не менее 50 лет, сейчас планку изменили ( в сторону повышения) . Уважаемые форумчане, если у кого-то есть ссылка на нормативно-правовой акт — поделитесь, пожалуйста.

                                Совет: не верьте в рекламу разных фирм, которые обещают "решить вопрос оформления" вашего автомобиля, без уплаты таможенных пошлин. Ответственность предусмотрена вплоть до уголовной (УК статья 188,194) + аннулированием регистрации.

                                Ни в коем случае не хочу создать у Вас впечатление, что покупать классический автомобиль опасно и сложно. Правильно подобранный олдтаймер подарит Вам массу положительных эмоций, а коллекционный автомобиль — еще и выгодное вложение денег. Исключить риски при покупке ретро машины сложно, но можно свести их к минимуму.

                                1. Выбрав модель ретро автомобиля, изучите информацию о ней. (Литература, каталоги, где находятся шильды и таблички, какая должна быть маркировка и пр.)

                                2. При покупке олдтаймера проведите диагностику дорогостоящих узлов: кузова, силового агрегата, подвески, кабриолетного механизма. Потраченные деньги окупятся либо во время предметного торга либо при последующей эксплуатации.

                                3. Если машина покупается не у знакомых людей, проведите юридическую экспертизу — сегодня есть фирмы, предлагающие подобные услуги.

                                Оцените статью
                                Добавить комментарий

                                Adblock
                                detector