No Image

Чип тюнинг дизельных двигателей

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
21 января 2020

Все слышали о таком понятии как чип тюнинг, но наверное у большинства это просто смутное представление о том что в "мозгах" правят прошивку, тем самым повышая мощность двигателя.
Так что же там на самом деле происходит? Чтобы увеличить динамику автомобиля, нам нужно добавить больше топлива в двигатель, а чтобы оно горело, нужно добавить ещё и воздух.
Запрос на подаваемое топливо делает водитель, нажимая педаль акселератора. В прошивке блока управления двигателем это отражено следующей картой:

Где:
Ось X: положение педали акселератора, %
Ось Y: количество оборотов коленчатого вала, об/мин
Значение в таблице — количество запрашиваемого топлива в миллиграммах.
Для примера 38.5 мг при 1900 об/мин соответствуют 210н*м крутящего момента, 42,5 мг при 1900 об/мин уже 235н*м
Увеличивая значения в таблице, мы увеличиваем запрос на бОльшую подачу топлива, логично. Кстати, эта карта влияет на отклик автомобиля на педаль газа. Выражения от владельцев "отчипованых" автомобилей: отклик на газ стал лучше как раз отсюда. "Тюнер" просто нарисовал запрос на топливо при положении педали на 10% как это было бы при 30%. В итоге — иллюзия того, что автомобиль поехал быстрее. По такому принципу работает бустер педали газа. Отвлеклись.
Бесконтрольно вливать топливо мы не можем, поэтому первым ограничителем на пути сохранения двигателя, а так же экологии является карта ограничения дымности. Выглядит она следующим образом

Где:
Ось X: значения расхода воздуха в мг на цикл. Забегая вперед скажу что при увеличении давления турбины этот показатель растёт.
Остальные значения как и в предыдущей карте.
Можно заметить что в основном соотношение воздух-топливо не опускается ниже 18 (расход воздуха/впрыскиваемое топливо), что гарантирует бездымное сгорание смеси. За расходом воздуха следит всем знакомый расходомер воздуха.

Следующим ограничителем является карта ограничения крутящего момента двигателя. Плавное увеличение количества впрыскиваемого топлива, а соответственно нарастания крутящего момента поможет уберечь трансмиссию от поломок, в частности это касается сцепления автомобиля.

Неравнодушные к заводским техническим характеристикам своих автомобилей водители стараются расширить по максимуму функционал, мощность, динамику, оптимизировать расход топлива. Все это можно сделать за счет изменения в размерах и формах деталей мотора и в программном обеспечении бортового компьютера машины, то есть сделать чип-тюнинг дизеля или бензинового двигателя. Дизельные и бензиновые двигатели можно изменить таким образом. Отличия в том, что чип тюнинг дизельного ДВС сделать сложнее, чем бензинового.

Особенности дизеля

Современный двигатель, работающий на солярке является высокотехнологичным продуктом современности. Главное отличие от обычного бензинового в том, что воспламенения диз топлива происходит за счет его сжатия. Делать чип-тюнинг дизеля или нет, вот в чем вопрос.

Смысл чип-тюнинга — значительно увеличить мощность ДВС. Главное не создать проблемы, которые могут возникнуть после вмешательства в дизельный агрегат.

За все отвечает ЭБУ. Все датчики и электронные устройства передают данные в головной блок управления авто.

Что такое чип-тюнинг: как увеличить мощность

Чип тюнинг дизельного двигателя можно сделать путем изменения прошивки ЭБУ или присоединением дополнительного чипа.

После таких работ происходит изменение технических характеристик двигателя в разных режимах работы.

Рассмотрим тюнинг прошивки ЭБУ

По общемировым экологическим стандартам мировые производители двигателей и автомобилей обязаны выпускать агрегаты, которые выделяют содержание вредных веществ в атмосферу в пределах указанной нормы.

Из-за требований по экологии, чтобы выхлопные газы были как можно менее загрязняющими воздух, программисты автомобильных концернов должны запрограммировать ДВС таким образом. А это ведет к снижению мощности двигателя. Если увеличивать мощность мотора авто, то и выхлопные газы выходят за пределы допустимого.

Ощущается нехватка мощности в момент длинного обгона транспортных средств, чувствуешь, что машина может ехать быстрее, но стоит ограничение, тяга падает. Водителю приходится переключать скорость дизельной машины на повышенную передачу. Сейчас в конструкция авто есть каталитический конвертер. Он дополнительно приводит к уменьшению тяги и мощности агрегата.

Если нормы экологичности неважны для водителя, он может увеличить мощность дизельного ДВС по максимуму. Это осуществляется путем установки чипа параллельного электронному блоку управления или устанавливается специальная программа в ЭБУ.

После правильной чиповки двигателя автомобиль ведет себя резво, быстро стартует, легко обгоняет, но увеличивается расход топлива.

Читайте также:  Схема рулевого газ 66

А если изначально в дизельном ДВС заложены высокие характеристики, то сделав профессиональный чип-тюнинг машина кардинально меняется.

Плюсы и минусы прошивки дизельного агрегата

Часто спрашивают, можно ли сделать чип-тюнинг дизеля своими руками? Ответ: можно, но под руководством опытного специалиста или следуя четко по инструкции, иначе можно сделать только хуже. Чтобы сделать тюнинг двигателя самому, надо иметь в наличии на флешке специальную программу, необходимое оборудование.

Если не вмешиваться в «железо», то есть не менять размеры, материал и форму деталей агрегата, а только сделать прошивку, то мощность дизельного двигателя можно увеличить до 25%.

Плюсы чиповки дизеля

  • чип-тюнинг путем прошивки — это обратимый процесс, то есть можно вернуть как было в случае плохого результата;
  • качественный чип-тюнинг дизеля по карману владельцу среднего класса авто, потому что сейчас много специалистов, кто этим занимается;
  • прошивка электронного блока управления делается быстро и можно откатить, то вернуть исходную программу, если результат не устроит;
  • при проведении тюнинга дизельного ДВС не требуется ставить другой впускной и выпускной коллекторы, как при проведении тюнинга бензинового мотора;
  • можно изменять параметры программа ЭБУ;
  • после правильной прошивки ЭБУ, дизельная машинка, можно сказать, рвет и мечет;
  • повышается комфорт при управления чипованным автомобилем;
  • после проведения улучшения характеристик, повышается максимальный порог скорости и момента;
  • прошить ЭБУ — это значит, что вмешательство в агрегат минимальное.

Как уже отмечал, после правильной профессиональной чиповки дизельного мотора, авто резко набирает скорость и становится более маневренным.

Если включить всю имеющуюся в транспортном средстве электронику (магнитолу, кондиционер, морозильник и т.д.), то ЭБУ при разгоне будет «умно» забирать энергию на электронику, чтобы хватало и на нее, и на мощность мотора.

Если после проведения доработок двигателя вам не понравилось или появились какие-то ошибки типа P001, то можно легко вернуть прошивку в заводское состояние. Программисты называют это — откатить.

Минусы чиповки дизеля

  • значительно повышается расход топлива, например, с 10 литров до 12 литров на сто км;
  • масло и фильтры требуется менять чаще;
  • срок службы двигателя уменьшается, потому что, чем в более щадящем режиме эксплуатировать мотор, да и машину в целом, тем дольше он служит. Если «выжимать все соки» из ТС, то ресурс сильно снижается;
  • детали топливной системы выходят из строя быстрее;
  • слетает гарантия дилера или обычного автосалона, поэтому новые автомобили не стоит чиповать;
  • после чип-тюнинга двигатель может требовать более качественную солярку.

Последствия чиповки дизеля

Рассмотрим ситуацию на примере двигателя Фольксваген 1.9 TDI, который может быть с мощностью 90 и 150 лошадиных сил. Объем мотора один, а мощность разная. Можно ли из ДВС 90 лс сделать 150 лс? Многие думают, что да.

На самом деле не все так логично. На автомобильном заводе инженеры устанавливают для 90 сильного мотора совсем другие турбины, интеркулеры и форсунки.

Материал из которого выплавлен блок цилиндров (БЦ) и материал коленчатого вала тоже разные. БЦ чугунные, но чугун разный.

Для двигателя с мощностью 115 лс уже используют БЦ из более качественного чугуна. Поэтому, если внешне мотор одинаковый, то состав разный. Если разогнать 90 сильный мотор до 150 лс, то блок цилиндров и другие детали даже могут не выдержать. Есть конечно запас у этих материалов, но кто знает, на какую максимальную мощность рассчитаны данные детали.

Мощность увеличивается за счет подачи большего количества топлива и воздуха в рабочие камеры цилиндров. И в дизельном, и в бензиновом двигателях за подачу воздуха отвечает турбина. А увеличить давление подачи воздуха можно только за счет увеличения числа оборотов турбины. Обычный серийный турбокомпрессор TDI вращается со скоростью 200 тысяч оборотов в минуту и работает с давлением 1,05 бар (атмосфер).

Читайте также:  Активировать бк на опель астра h

После чип-тюнинга турбина подает воздух с давлением 1,25 Атмосфера, это достигается при вращении крыльчатки компрессора со скоростью 280 тысяч оборотов в минуту.

С увеличенным режимом работы турбина работает не долго. Если срок службы турбокомпрессора без вмешательства составляет обычно 100 тысяч км пробега, то после чип-тюнинг турбину возможно придется менять уже через 50 тысяч км пробега.

После чип тюнинга, через форсунки начинает подаваться больше топлива. Это тоже дополнительная нагрузка на агрегат. В этом случае тюнеры ЭБУ увеличивают момент топливного впрыска, что увеличенный объем топлива успел пройти через форсунки. А это означает, что факел из форсунки не в камеру сгорания, а на поршень, который уже идет вниз.

Поршни начинают сильно перегреваться, по периметру оплавляются. А, если топливо полностью не успевает догорать, то оно осядает на поверхности поршня и образуется сажевый налет. О том, как чистить поршни была отдельная статья — Очистка поршней.

Помимо проблем с турбиной, форсунками и поршнями, после чип-тюнинга, есть еще одна — это увеличение нагрузки на трансмиссию. Особенно подвергается нагрузкам двухмассовый маховик. Он рассчитан конструкторами на работу с двигателем со штатными характеристиками.

А, так как тяга ДВС увеличена после доработок дизеля, то пружины — демпферы сжимаются до предела. В итоге бывает и такое, что маховик не выдерживает и полностью ломается.

Также может не выдержать повышенную мощность двигателя коробка переключения передач и сцепление. Один знакомый поставил на УАЗ дизельный двигатель от автомобиля Ниссан. После этого другие детали начали сыпаться, потому что характеристики совсем другие. Но, после доработок и элементов трансмиссии, эта машина бегает уже более 10 лет.

Вывод

Даже опытные тюнеры (те, кто делают тюнинг) не могут дать гарантию, какой результат получится. Каждый сам выбирает, вмешиваться ли в конструкцию своего железного коня или эксплуатировать с заводскими характеристиками.

Видео

На Renault Duster сделали чип-тюнинг дизеля. Результат чиповки Рено Дастер.

Что не так после чип-тюнинга Ssang Young Kyron 2.0.

Зачем на дизелях удаляют EGR и DPF.

Опасности проведения тюнинга дизельного ДВС.

4 плюса и 1 минус отключения клапана EGR. Как НЕ убить свой мотор.

Обычно вопросом увеличения мощности мотора задаются профессиональные стрит-рейсеры. Другая заинтересованная группа – автолюбители, которые увлекаются глубоким тюнингом и стайлингом автомобилей. Для рядовых автовладельцев чип-тюнинг – это желание добавить мощности, улучшить динамику и повысить комфорт вождения. Чаще всего тюнингуют малолитражные атмосферники, реже – дизельные моторы.

Чип-тюнинг дизельного ДВС

Увеличить мощность дизельного двигателя можно. Но это намного сложнее, по сравнению с бензиновым мотором. Тюнинговать дизельный двигатель можно в двух направлениях, либо конструктивно меняя ДВС, либо устанавливая дополнительный электронный блок управления двигателем. Наиболее распространен вариант именно «прошивки» ЭБУ.

Специфика устройства и работы современных дизельных ДВС связана с системой Common Rail, изменением фазы и времени впрыска топлива в цилиндры и четким его дозированием. Для бесперебойности этого процесса дизельные моторы сегодня оснащаются целым комплексом вспомогательных электронных систем и датчиков, управляет которыми электронный блок. ЭБУ дизельного ДВС имеет микропроцессор и предустановленную заводскую базовую программу, которая позволяет так регулировать работу мотора в разных режимах эксплуатации, чтобы не причинять ущерб ресурсу самого агрегата.

Отсюда и главная задача чип-тюнинга: увеличить мощность дизеля, не навредив его надежности и долговечности.

Для этой цели либо подключается сторонний блок управления (чип), либо перепрошивается базовый ЭБУ. В результате меняются определенные значения и параметры, влияющие на работу двигателя в разных режимах.

Дело в том, что современные двигатели изготавливают в русле жестких эко-норм. ЭБУ программируется так, чтобы с ростом оборотов двигателя не увеличивался сильно расход топлива (и выбросы в атмосферу, соответственно). В результате при затяжном обгоне, например, тяга мотора падает в определенном диапазоне оборотов. Чип-тюнинг позволяет решить эту проблему. А для дизельных ДВС, крутящий момент которых по умолчанию больше чем у бензиновых, профессиональный чип-тюнинг заметно изменяет динамику машины.

Читайте также:  Задний левый фонарь логан

В отличие от конструктивной переработки узлов и агрегатов двигателя, программный чип-тюнинг позволяет нарастить мощность ДВС на 15-25%. Установить дополнительный блок (чип) ЭБУ намного проще, чем перепрограммировать блок управления.

  • прошитый дизельный ДВС уверенно «тянет» без потери мощности
  • вождение становится более комфортным, скорость на маневры сокращается
  • позволяет увеличить крутящий момент и максимальную скорость
  • прошивка дизельного ЭБУ – обратимый процесс, поэтому вернуть заводские настройки можно в любой момент
  • относительно невысокая стоимость процедуры
  • возможно корректировать результаты и дорабатывать параметры ЭБУ для оптимального результата
  • не требует очевидных вмешательств, что важно для гарантийного обслуживания

Таким образом, чипованный дизельный ДВС позволит быстрее разгоняться, проще обгонять, подстроить работу мотора под предпочтения водителя.

Важно учесть, что если был проведен глубокий механический тюнинг (вносились конструктивные изменения в двигатель), то прошивка ЭБУ – обязательна.

  • растет расход топлива
  • необходимо чаще менять масло и фильтры
  • повышается требовательность к качеству топлива
  • топливная аппаратура может быстрее выйти из строя
  • дилер может отказаться от гарантийного обслуживания чипованного мотора
  • ресурс двигателя снижается.

Последствия чип-тюнинга дизельного двигателя

Возьмем для примера легендарный дизельный двигатель, 1.9 TDI от VAG. Его формировка в разных модификациях составляет 90-150 л.с. Внешне и конструктивно все версии этого мотора похожи, поэтому многие обыватели считают, что и 90-сильная версия способна выдавать 150 «лошадей», просто ее дефорсировали в угоду экологии.

Но на самом деле, отличия этих двух версий намного глубже. Другая турбина, интеркулер, форсунки; различие в материале коленвалов и блока цилиндров (разные сорта чугуна) и т.п. – каждая деталь разных модификаций 1.9 TDI настроена на констретную нагрузку.

А теперь вспомним про чип-тюнинг. Казалось бы, путем прошивки электронных «мозгов» мы всего лишь увеличивает подачу воздуха и топлива в цилиндры. Автомобиль заметно «резвеет», водитель доволен. В чем подвох?

А между тем, чтобы подавать больше воздуха в цилиндр, турбина должна увеличить давление – за счет увеличения своей же частоты вращения. Даже незначительное превышение турбины в режиме работы на износ существенно сокращает ее срок службы. Вот и первая серьезная проблема – разрушение турбокомпрессора.

Другая беда, которая может стать результатом чип-тюнинга – перегрев поршней двигателя. Дело в том, что тюнер ЭБУ дизельного ДВС увеличивает продолжительность момента топливного впрыска. Следовательно, пропусная способность форсунок растет, количество солярки – тоже. Излишки ее попадают не в камеру сгорания, а на поршень, который опускается вниз в соответсвии с ходом своего цикла. Только там уже не жидкая солярка, а сжатая горящая смесь, которая повреждает и оплавляет края поршней в цилиндрах. Лишнее топливо не сгорает в камере полностью, а пропитывает сажевый фильтр, который тоже плавится при таких температурах. В результате – быстро выходит из строя.

Третья неприятность, практически неизбежная при прошивке ЭБУ дизельного двигателя – увеличение нагрузки на трансмиссию, в частности, на двухмассовый маховик. Заводские технические характеристики, в частности, крутящий момент, точно соответствуют нагрузке на этот элемент. А когда КМ растет после тюнинга, пружины-демпферы маховика вынуждены выжиматься до предела – и тот разрушается. Не говоря уже о сокращении ресурса КПП.

Итого

Решение о том, использовать чип-тюнинг дизельного двигателя или нет, зависит только от вас. Наверняка вам знакомы случаи, когда после тюнинга владельцы жаловались на описанные выше проблемы.

С другой стороны, у многих автовладельцев после подобной процедуры двигатель работает ровно и без проблем. Правда, экспертное мнение бескомпромиссно: вероятно, в этом случае прибавка мощности дизельного ДВС после чип-тюнинга не задействована даже наполовину.

  • Все о том, как увеличить ресурс дизельного ДВС, читайте здесь.
  • Каких оборотов лучше придерживаться на дизеле, узнайте здесь.
  • Почему троит дизельный двигатель? Ответ найдете здесь.

Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector